Найти тему
alexunited

О кружках и некружках

Каждый раз, сталкиваясь с людьми, которые учат детей математике, очень остро ощущаю пустоту и бессмысленность своего существования безысходность - школьный учитель, никогда не занимавшийся в кружке, не может понять, что такое кружок.

Научиться решать олимпиадные задачи сам - может. Натаскать способных школьников, чтобы они, как обезьянки, получали дипломчики не самых крутых олимпиад - тоже. А кружок настоящий организовать - не может.

Даже после курсов в Сириусе.
Даже после курсов в Сириусе.

В очередной раз пронаблюдал, к каким неприятным последствиям может привести школьно-учительский подход к олимпиадным задачам на примере коллеги из Самарской области.

Случай анекдотичный. Олег Юрьевич Дмитриев на примере раскрасок учил коллег тому, как учить детей думать - я уже писал, что именно в этом и есть суть математического кружка, чтобы дети рассуждать научились. Коллега (имени я приводить не буду, мало ли) гордо вышел рассказать решение задачи (у меня, к слову, было другое, более сложное, но я-то всё-таки профи, хоть и слабый) и выдал фразу про "есть всего 16 раскрасок, надо понять, какую применить". Самое страшное, что потом аудитория проводила его бурными аплодисментами.

На фото коллега совсем рядом со мной...
На фото коллега совсем рядом со мной...

Олегу Юрьевичу произошедшее явно не понравилось, он очень вежливо, но в то же время ворчливо, несколько раз за оставшуюся лекцию возвращался к тому, что произошло.

А что, собственно, произошло? Человек с учительским менталитетом никогда не поймёт, что плохого в том, чтобы учить детей конечному списку раскрасок (или стратегий в задачах на игры, или инвариантов). У нас в кружке раскрасок было всего три, причём две из них мы сами придумали (разумеется, к этому придумыванию методически грамотно нас подвели). Помешало ли это нам на какой-то олимпиаде придумать ту самую раскраску "в горошек"? Нет, не помешало, придумали, потому что знали, с какой целью придумываем. Да, дипломов Всеросса ни у кого из нас нет, даже региона почти ни у кого. И что?

Кружковцы - народ гордый, мы снобы, поэтому и в любых моих мнениях довольно часто можно увидеть, будто бы я считаю себя лучше других (одна из читательниц даже решила это списать на мужской шовинизм - хотя в реальности всё гораздо проще). И это, конечно же, помешает многим увидеть рациональную критику в моих словах. Но я всё-таки хочу сказать, что только кружковцы понимают, что такое кружок, и могут организовать настоящий кружок. Честное слово, да самый слабый кружковец (не будем показывать пальцем, но любой из моих учеников и выпускников) окажется лучшим кружководом, чем самый сильный школьный учитель, никогда не нюхавший настоящего кружка.

Потому что в кружке не натаскивают на стандартные олимпиадные идеи, а учат их придумывать - учат самостоятельно рассуждать. Потому что все авторы задач, составители олимпиад, вышли из кружков и способны создать задачу на новую идею, которой ещё нет в арсенале учителей. И наша задача, как руководителей кружка, подготовить талантливых детей к встрече с этой идеей. Поэтому мы в настоящем кружке учим детей самостоятельно придумывать простые идеи, которые кем-то уже были придуманы, а не даём им эти идеи списком.

Это макет моей нервной системы, выставляется а Сириусе, автор - какой-то современный художник...
Это макет моей нервной системы, выставляется а Сириусе, автор - какой-то современный художник...

Но разве это объяснишь носителю учительского менталитета? В их мире всё регламентировано, всё подчинено строгим правилам. Творчество для них - это несуществующее понятие.

Я не говорю, что все учителя - плохие. Хороший школьный учитель просто не обладает этим менталитетом учителя, про который я пишу гадости - хорошему учителю отлично известно, что именно фантазия и творчество испокон веков двигали математику и мир вперёд. Даже если сам он не учился в кружке, хороший учитель знает, что есть такое место, где учат думать, и своих сильных детей он в это место отдаёт (как отдала нас с одноклассниками в шестом классе Зинаида Ефимовна, за что я ей очень благодарен).

Но есть такие учителя, которые считают себя мастерами на все руки. Страшнее всего, когда такой "мастер" сам умеет решать олимпиадные задачи, получал дипломы различных олимпиад - ему же поверят, доверят детей учить... А он их даже подготовит, они и дипломы даже принесут - муниципальный этап, даже региональный (если не Москва, не СПб и не Татарстан) "затащат" спокойно...

Только вот это будут не мыслящие люди, будущие учёные, а обезьянки, заточенные на огромный конечный список приёмов. Они никогда не смогут заниматься настоящей наукой, потому что они не умеют думать.

Несколько лет назад мне рассказывали про плохой кружок, в котором детям давали список различных возможных инвариантов. Я не верил - мне, тогда ещё не имевшему собственного опыта в преподавании, казалось невероятной глупостью, что кто-то может учить таким образом. Кружковцу совершенно очевидно, что так не надо. Теперь я увидел своими глазами, что так бывает. И что многие коллеги одобряют этот, мягко говоря, странный подход.

Грустно. Кружковец-то может научиться вести уроки в школе - многие научились, и я обязательно научусь. А вот школьный учитель, научившийся вести хорошие кружки - это гений. Они есть, и я безмерно уважаю таких людей. Хотя бы потому, что преодолеть учительский менталитет очень непросто. Но - необходимо.

#образованиевроссии #математическийкружок #математическиеолимпиады #учителя

P.S. Я далёк от того, чтобы считать себя идеальным педагогом, почему и стараюсь следить за тем, как делают другие, подмечая у них удачные и неудачные идеи, что-то перенимая, а что-то выбрасывая за ненадобностью. Но есть важные базовые идеи, про которые я могу уверенно сказать, что понимаю их.