Найти тему
Православие.ONE

"И осуждение, и клевета, и злословие очень, очень много приносят зла..." - старец Кирилл Павлов

Оглавление

Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно… (1 Тим.4, 7-8).

Привычка осуждать всех и вся стала нормой, увы. Можно говорить, что нас приучили к этому, но каждый человек всегда стоит перед выбором: согрешить или нет.

Чуть услышали о ком-то и передали скорее другому, другой прибавил, домыслил что-то и понеслось. Столько осуждения от одного переданного слова. А ведь, если бы все смотрели только на себя, то и нас бы никто не осудил. Но...

Старец Кирилл Павлов в одной из проповедей говорит:

Один прибавит, другой прибавит и мало-помалу нарастает целая куча неправды в жизни. Поэтому, если на первый взгляд и кажется, что этот грех малозначителен, на самом деле он с собой приносит величайшее зло человеческому обществу, и его поэтому надо всеми силами избегать. Что означает привычка осуждать, судить ближнего? Эта охота, удовольствие, с которым распространяют только дурные, а не хорошие слухи о своих знакомых? – Не что иное, как то, что эти люди имеют недоброе сердце. Они рады видеть других – какие они дурные, рады и тому, что слушатели их сочувствуют им в этом.

Стоит понять, что когда мы осуждаем кого-либо, не важно по какому вопросу, то мы унижаем честь того человека. И конечно, мы черним его имя, его родных и близких. И не может служить нам оправданием то, даже если мы действительно знаем о том человеке что-то на самом деле дурное.

Святые отцы неоднократно говорят: ненавидеть грех нужно, а человека нет. Сегодня он грешен, а завтра в покаянии очистится. А мы? А мы всё продолжаем наговаривать и злословить. И кто попадает, прежде всего, под Суд Божий? Не мы ли?

-2

Отец Кирилл так же говорит:

Очень часто внутренний голос нашей совести нам подсказывает, что эти слухи о человеке – несправедливые. Что сам человек не таков, как о нем рассказывают. Но тем не менее мы обрадовались случаю позлословить на него в обществе. Язык наш становится уже орудием неправды и лжи. И малозначительный слух, благодаря нашим «надбавкам» и другим им подобным, превращается в страшную историю о человеке. Маленькая искра огня превращается в большой пожар, который испепеляет доброе имя нашего ближнего.

И если говорить проще, то никакой человек не имеет право судить другого. Об этом и Господь сказал:

-3

Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены (Лк.6:37). Каким судом судите, таким будете судимы (Мф.7:2).

Не страшат ныне людей эти слова Спасителя, от того и скорби. И не понимают последствия этого порока.

Господь, зная нашу немощь, запретил нам судить ближнего и это важно уяснить, не совершать больше этого греха.

Старец Кирилл напоминает:

Мы должны поступать с наши ближними, как Господь поступает с грешниками. В то время, когда вопль развратных жителей Содома и Гоморры дошел до Престола Небесного, взывая о мщении, в тот час последовало наказание Божие. Господь говорит: сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю (Быт.18:21) и уже потом поступлю по закону. – Сердцеведче Господи, Ты ли не знаешь, что земля, отягченная содомскими грехами, не напрасно вопиет к Тебе, к Твоему правосудию? Господь все знает. Господь знает, что мы сделали, что сделаем мы в будущем, знает, на что мы способны. Но этими словами Своими показывает, что никакое человеческое око не усмотрит в Его суде излишней строгости. Наоборот, Его суд всегда одушевлен всякой снисходительностью праведной любви. И, как видите, осуждению и возмездию предшествовало тщательное рассмотрение дела, строгая проверка дела. Господь дает нам увидеть, узнать, что Он имеет желание именно не отягчить, а смягчить участь виновного. Вот так поступает Господь с нами, грешными. Таков Его суд над нами. И так же поступают все благочестивые люди, люди доброго, чистого сердца. Когда их позовут свидетельствовать о поступке ближнего, то они не иначе как с неохотою, с сожалением пойдут и будут говорить только то, о чем их спрашивают. Не будут ничего лишнего говорить, ничего прибавлять, станут свидетельствовать без всякой злости, без всякой досады. Наоборот, будут томиться душою, как бы обвиненный не был бы осужден.
-4

Теперь же мы должны спросить себя: а как мы поступаем с ближними?

И вот отец Кирилл отвечает:

Разносим без конца слухи, и пересуды, и злословие. Мы говорим о ближнем тогда, когда нас никто не спрашивает об этом. Мы обвиняем ближнего тогда, когда нас никто к этому не вынуждает. Рассказываем о том, чего даже сами не знаем. И подчас говорим то, чего, может быть, и не бывало. Часто мы говорим по отношению к ближнему с такой язвительною злостью, словно перед нами – заклятый враг. А порой мы судим даже таких людей, от которых сами зависим, судим начальников, руководителей и судим именно с той целью, чтобы унизить их, опорочить их, клевещем и злословим на них. Такой наш суд неправильный, незаконный. Греховный, преступный суд. Преступный прежде всего потому, что этот суд самозванный. Апостол Павел говорит, обращаясь к тем, кто осуждает ближнего: Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом сто’ит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его (Рим.14:4). На самом деле, по какому праву, кто нам дал власть осуждать поступки ближнего? Какое мы имеем отношение к нему? Что, мы дали ему жизнь, мы его воспитали или какое-то совершили величайшее благо, что имеем право следить за его жизнью, им руководить? Ничего подобного нет, а стало быть, наш суд незаконный, наш суд самозванный. И поэтому апостол Павел говорит: Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого… (Рим.2:1). И подобно тому, как если в гражданском быту найдется такой человек-самозванец, который будет судить и наказывать людей, не имея на то никаких полномочий, права от высшей власти, строго наказывается за такой проступок, так в точности и всякий, кто осудит поступки ближнего, пред Богом таким же оказывается преступником, как и этот «судья”-самозванец. И осуждение, и клевета, и злословие очень, очень много приносят зла. Приносят людям вред – и здоровью, и в материальном отношении, и их положению в обществе. И причиняют моральную боль ближнему. Настолько осуждение страшно и такому подлежит суду у Бога, что мы не должны, не имеем права осуждать и должны бояться этого греха. Всегда помните эту прямую заповедь: не судите и не будете судимы, не осуждайте и не будете осуждены. Каким судом судите, таким и будете судимы. Аминь.
-5

Другие публикации канала

Пророчество Иоанна Кронштадтского: "Довольно пить горькую, полную яда чашу – и вам и России!"
"Скорбей ныне нигде не избежишь" - великие старцы наставляют и сегодня
"Россию и Грузию спасёт единая вера во Христа!" - преподобный Гавриил