На святости всех верующих во Христа настаивают все протестантские и протестанствующие деноминации верующих.
Что ж – давайте разберемся.
Во-первых, сразу хочется указать на психологическую ловушку, в которую бессознательно попадают многие из таких верующих.
Это ж так удобно и легко – уверовать в то, что ты «святой», что Бог тебя избрал в качестве верующего, и делать больше ничего не нужно.
В этом плане они напоминают детей, которые, надев фуражку, воображают себя военными, а взяв в руки игрушечные саблю и пистолет – пиратами. И не смущаются наигранностью или «игрушечностью» своих военных атрибутов.
Однако подчеркнем – что это только психологическая ловушка, и хотя ее опасность всегда актуальна, не все верующие протестанты в нее попадают.
Тем более, что для их заявлений о святости всех верующих имеются и серьезные Библейские и Евангельские основания.
Уже в Ветхом Завете Бог Своих последователей называет святыми без каких-либо различий в плане духовного совершенства.
Например:
«Стопы святых Своих Он блюдет, а беззаконные во тьме исчезают». 1 Царств 2.9.
«Ибо Господь любит правду, и не оставляет святых Своих…» Пс. 36.28.
«Дорога в очах Господних смерть святых Его!» Пс. 115.6.
То есть под святыми в Ветхом Завете чаще всего подразумевается, в полном соответствии со значением слова «святой» на еврейском языке, отделенность от мира грешников и принадлежность к Богу верующих людей.
Эту же понятие святости можно проследить и в Евангельской традиции. Апостолы, создавая корпус Евангельских писаний и обмениваясь посланиями, называют всех верующих «святыми».
Особенно много таких эпитетов у апостола Павла:
«Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых». Рим. 16. 16.
«Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судить у нечестивых, а не у святых?
Разве вы не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела?» 1 Кор. 6.1-2.
В последнем случае обратите внимание, что раздоры могут случаться и в среде «святых», то есть явно среди несовершенных в духовном смысле людей. И, тем не менее, апостол Павел все равно, даже укоряя их за это, называет святыми.
И более того – не отнимает у них право судить в будущем мир.
Однако уже в Ветхом Завете можно проследить и другую традицию обозначения людей святыми – как особую категорию верующих, которая напоена духом Божьим, и этим отличается от других верующих.
Причем, такие святые после смерти сливаются уже по своему статусу с Божьими ангелами и составляют с ними одно целое.
В этом плане характерны слова Моисея:
«… Господь пришел от Синая, открылся им от Сеира, воссиял от горы Фаррана, и шел со тьмами святых; одесную Его огнь закона». Втор. 33.2.
И буквально – в следующем же стихе, святые – как все верующие:
«Истинно Он любит народ Свой; все святые Его в руке Твоей, и они припали к стопам Твоим, чтобы внимать словам Твоим». Втор. 33.3.
Есть в Ветхом Завете и понимание того, что даже останки наделенных особой святостью людей способны оставаться напоенными святостью и совершать чудеса.
Эту традицию, полностью подтвержденную Святым Писанием, с особой бережностью сохраняет православная Церковь.
Вот что говорится в этом плане о святом пророке Елисее:
«И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году.
И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев, это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои». 4 Царств 13. 20-21.
Уже на основании этого отрывка все, укоряющие православных верующих в почитании святых мощей, должны поостеречься.
В Евангелии от Матфея даже говорится о том, что тела подобных святых (по сути - святые мощи), даже воскресли после смерти Иисуса Христа:
«И гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли,
И вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим». Мф. 27.52-53.
Ясно, что воскресшие были не просто верующими, а святыми именно в плане особой напоенности благодатью Святого Духа, который их останки удержали даже после смерти.
И эта традиция понимания святости как особой напоенности Святым Духом в Евангелии прослеживается не менее четко, чем первая.
О такой напоенности говорится, к примеру, применительно к Иоанну Крестителю, и к его родителям – Захарии и Елизавете, и о встретивших младенца Иисуса Христа в храме Симеоне и Анне:
«Ему (Симеону) было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.
И пришел он по вдохновению в храм…» Лк. 2. 26-27.
В последней же книге Библии – Апокалипсисе мы встретим оба смысла понимания святости:
«И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим. Пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим…» Откр. 11. 18.
Под святыми здесь как раз и обобщаются и «малые и великие» - и святые как верующие, боящиеся Божьего имени, и святые, как напоенные благодатью Святого духа.
Что ж – подведем итог.
Да – святые с одной стороны, все верующие, а с другой – только отдельные люди, которые своими подвигами и долгим очищением души удостоились стать сосудами Святого Духа.
В первом случае – это святость еще в потенциале, как бы номинально, та святость, которую еще нужно доказать делами. Во втором – уже несомненная, подтвержденная жизнью и наградой от Бога.
Это две стороны одной медали, и нужно избежать ошибки, чтобы только одну из них считать за полную истину.
Чтобы привести наглядный пример, оттолкнемся от действительности.
Сейчас на фронт СВО прибывают новые пополнения, которые вливаются в уже действующие боевые части.
Когда такие солдаты стоят в одном строю – они внешне неотличимы друг от друга. На всех одна и та же военная форма, амуниция и боевое оружие.
Но это внешне они не отличаются. А по сути есть большая разница между необстрелянным новобранцем и опытным солдатом, прошедшим реальный ад боевых действий.
И тем более есть разница между необстрелянным бойцом и героем России, совершившим подвиг и пролившим свою кровь на поле боя.
Их дух также разнится, как разнится дух номинального верующего и несомненно святого человека. Хотя все они – солдаты.
Так же и в армии Христа. Все искренно верующие в Него – Его солдаты.
Только есть разница между «новобранцем», бегающим еще на учебном полигоне, и закаленным «воином», сражавшимся до пролития крови в открытом смертельном бою с сатаною и бесами и награжденным за это Христом особой благодатью Святого Духа.
Аналогия, думаю, близка к реальности.
продолжение темы - в статье
"Чем святые отличаются от простых людей. Главное отличие на примере св. Иоанна Крестителя"