Найти в Дзене
РБК Тренды

Кто такой Эрнест Базен и почему про него нужно знать

Оглавление

Эрнест Базен — один из самых недооцененных изобретателей XIX века. Рассказываем, как простой моряк стал капитаном Немо своего времени и сделал нашу жизнь проще

   Shutterstock
Shutterstock

Как Базен стал изобретателем

О биографии француза Эрнеста Базена известно немногое: до наших дней не дошли даже его мемуары. Будущий изобретатель родился в городе Анже на западе Франции в 1826 году. Он был любопытным ребенком, постоянно стремящимся узнавать новое. В 15 лет отец определил его юнгой на корабль, и в течение следующих 10 лет Эрнест бороздил океаны, учился географии и морскому делу.

По возвращении домой Базен погрузился в изобретательство. Он не был ученым по образованию, но это не мешало ему улучшать и патентовать новые изобретения одно за другим. Он был настолько популярным персонажем своего времени, что его знали практически во всем мире. Эрнест Базен даже был лично знаком с императором Наполеоном III и великим русским князем Константином.

Главным отличием Базена от других изобретателей своего времени было то, что он искал в своих изобретениях не научную, а практическую ценность. Благодаря этому он не только получал средства на новые изобретения, но и смог работать только на себя как индивидуальный предприниматель.

В родном городе Эрнеста Базена запомнили благодаря его любви к электричеству. Он создал проект по освещению Анже, а также много работал над электрификацией каменоломен, расположенных рядом с городом. К тому же он разработал ряд инновационных для своего времени электроприборов, таких как электрический плуг и перфоратор для бурения тоннелей.

Изобретатель умер в 1898 году, так и не доработав свое главное изобретение — лодку на колесах — до конца.

Ключевые изобретения

1. Лодка на колесах

Лодка на колесах — судно, способное достигать высоких скоростей за счет полых подводных дисков. Базен посчитал, что если корабль «приподнять» над водой с помощью подводной конструкции, то можно уменьшить сопротивление воды и достичь гораздо большей скорости при одной и той же мощности. Соответственно, строение корабля представляло собой лодку на «колесах», которые приводились в движение отдельно от винта судна и поднимали корабль над уровнем воды.

Сами «колеса» представляли собой диски, напоминающие по форме линзу, сужающуюся к концу, подобно корпусам кораблей. Именно поэтому в воде они отлично держали равновесие, а при наборе скорости создавали дополнительную тягу, благодаря чему судно двигалось быстрее.

Первый корабль такой конструкции назывался «Эрнест Базен» — по имени своего создателя. Он был запущен в 1896 году и произвел настоящий фурор: о судне даже писали «Нью Йорк Таймс», утверждая, что с помощью новой технологии можно пересечь океан всего за четыре дня. Однако в ходе испытаний стало понятно, что судно не приспособлено для транспортировки пассажиров, поскольку «колеса» замедлялись после достижения определенной скорости и только тормозили корабль.

   «Скоростное катящееся судно Базена», 1896Wikipedia
«Скоростное катящееся судно Базена», 1896Wikipedia

Несмотря на то, что изобретение не получило широкого использования, оно стало прототипом современных кораблей на подводных крыльях. При наборе скорости подводные крылья поднимают судно над водой с помощью подъемной силы, благодаря чему корабль развивает скорость, недоступную для обычных судов. Например, по такому принципу сегодня работают известные в Санкт-Петербурге «Метеоры».

2. Водолазный колокол (купол)

Изначально водолазный колокол изобрел не Базен. Трудно сказать, кто является изобретателем конструкции, поскольку упоминания о ней датируются еще IV веком до нашей эры. Однако водолазы всего мира обязаны Базену тем, что он первым предложил провести в колокол электричество для освещения морского дна. Изобретатель также предложил создать конструкцию из стали и добавить «окна», благодаря которым водолаз видел, что происходит вокруг.

   Водолазный колокол Базена, 1870Wikipedia
Водолазный колокол Базена, 1870Wikipedia

Несмотря на то, что дополнительной системы подачи воздуха в колоколе не было, он все равно использовался достаточно широко. Базен лично проводил испытания по использованию усовершенствованного изобретения, и даже опустился в нем на глубину 80–90 метров. Более того, ученый непреднамеренно стал основоположником подводной фотографии: благодаря электрическому освещению и окнам в корпусе колокола, он смог сделать первую в мире фотографию морского дна, использовав камеру с большой выдержкой. К сожалению, эти фотографии не были опубликованы и не сохранились до наших дней.

Благодаря изобретению водолазного колокола Базен уехал с экспедицией в Испанию искать золото на затонувших в начале XVIII века галеонах. В эту поездку он осуществил мечту многих изобретателей, буквально очутившись в книге Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой». Именно с помощью своих изобретений Базен опустился к затонувшим кораблям и детально изучил их под электрическим светом, проведенным к усовершенствованному водолазному колоколу. Более того, он применил еще одно свое изобретение: специальное устройство для подъема объектов с морского дна, получившее название «экстрактор Базена».

3. Экстрактор Базена

Экстрактор Базена — устройство, которое крепилось на корабль и использовалось для забора образцов на дне водоема. Оно представляло собой сложную конструкцию в виде трубки, которая приводилась в движение системой двигателей. На ее конце находился измельчитель Базена, дробившй крупные объекты на мелкие частицы, которые затем затягивались специальным насосом в отсек внутри корабля. Учитывая, что раньше единственным способом опуститься на дно были ныряльщики и водолазы (которые как раз и использовали усовершенствованный Базеном водолазный колокол), экстрактор Базена совершил настоящий прорыв. Считается, что это приспособление активно использовалось при строительстве Суэцкого канала.

   Экстрактор Базена, схемаWikipedia
Экстрактор Базена, схемаWikipedia

Воспоминания современников

К сожалению, воспоминания самого Базена, которые позволили бы узнать больше о его творческом процессе и идеях, не сохранились. Однако остались записи его современников, которых восхитили его живой ум и жажда к изобретениям.

  • Мишель Васье, автор единственной книги про Эрнеста Базена, описывал его как одного из немногих изобретателей, которые были поглощены не сложными научными проблемами, а практическим применением своих изобретений. Эрнест Базен поистине был человеком своего века: он любил прогресс и новизну и интересовался всем — от покорения воздуха до бытовых приборов. Васье считает, что именно благодаря неутомимому уму Базена наш мир стал проще и удобнее, а его изобретения, местами экстравагантные, но по большей части полезные, опередили свое время.
  • Статья французского журнала Le Monde Illustré, посвященная визиту великого князя Константина в мастерские Базена, описывает инженера как «смелого и миролюбивого пионера прогресса». Действительно, для изобретателя как будто не существовало трудностей: он готов был бесконечно совершенствовать свои изобретения, пока он не добивался того результата, который его удовлетворял. И только смерть помешала Базену закончить его самое последнее изобретение.
  • Оскар Колсон в 1913 году восхищался неисчерпаемым воображением изобретателя. Он был поражен тем, как за такой достаточно короткий промежуток времени Базен запатентовал огромное количество изобретений с самым разным применением: от серьезных технических конструкций и до обычных бытовых устройств, вроде электрической чистилки для овощей. Интересно, что все это изобретатель создал не имея полноценного инженерного образования — он просто давал волю воображению и пользовался теми знаниями, которые получил, странствуя по морям.