Как часто вы сталкиваетесь с таким явлением: клиенты не хотят выполнять домашнее задание? Или: Я не хочу делать домашнее задание от психолога.
Даже не смотря на то, что было уделено достаточно времени на психобразование, где в том числе обсуждалось на сколько это важно, для решения проблем клиента, если уж мы договорились об использовании методологии КПТ.
Чтобы разобраться в причинах невыполнения простых заданий и найти хоть крупинку мотивации для выполнения последующих придется уделить этому внимание на последующих консультациях.
На какие только ухищрения не идут клиенты, чтобы письменно не работать с пресловутым дневником СМЭР.
Из наиболее частых причин озвучиваются примерно вот такие: "у меня совершенно нет на это времени", "я был очень занят всю неделю", "ненавижу писанину", "итак на работе целыми днями заполняю бессмысленные бумажки, а тут еще дневник этот", "прямо, как в 3-м классе", "не думаю, что это это мне поможет", "я не запоминаю о чем я подумала" и многое другое.
Когда я только начинала свою практику, меня огорчала такая обратная связь от клиентов. Доходило до того, что я чувствовала собственную беспомощность. Но с опытом я поняла, что с этим можно сделать и хочу им поделиться.
Во-первых на сессии можно воспроизвести ситуацию с домашним заданием, выявить по горячим следам когниции и тут же проработать их. Стоит обратить внимание клиента на то, что на работу с одной мыслью ушло очень незначительное время. Заодно мы тренируем навык.
Так как, тетрадь или ежедневник для записи автоматических мыслей не всегда есть под рукой, то с некоторым клиентам проще записывать голосовыми сообщениями свои мысли, дату, время и ситуацию. Далее клиенты все-таки находят свободное время, чтобы переписать и оспорить свои мысли письменно.
Зная, об этой проблеме, я уже с первой консультации обсуждаю с клиентом о том, что основная работа происходит не на сессии, а как раз между ними. Стараюсь исследовать, как клиент относится к тому, что домашние задания необходимы.
Для нас важен баланс - с одной стороны не стоит форсировать события, а с другой стороны важно направлять клиентов к сотрудничеству.
Поделитесь своим опытом, как вы справляетесь с этой проблемой?
Автор: Орлова Анжела Романовна
Психолог, Клинический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru