Найти тему
NOIR

Как Хрущев военно-морской флот Советского Союза разваливал

Никита Сергеевич Хрущев – одна из самых противоречивых политических персон ХХ века. В его решениях было много позитивного и негативного. Но явно недобрым словом вспоминают его как служившие в те годы на флоте моряки, так сотрудники судостроительной отрасли и на то были веские основания. По их мнению, Хрущев целенаправленно уничтожал военно-морской флот Советского Союза.. Так ли это? Чем руководствовался Первый секретарь, когда принимал столь опрометчивое решение?

В 1954 году Хрущев решил проинспектировать Военно-морской флот страны и сделал вывод, что он находится в ужасном состоянии. По его мнению, в случае чего, он не смог бы противостоять флоту Америке и Великобритании. Под этим предлогом он решил завернуть программу кораблестроения, которая была разработана его предшественником – Иосифом Сталиным. Вместо этого акцент был сделан на строительство подводных лодок.
Первый шаг, который принял Хрущев – это отставка Николая Сергеевича Кузнецова, который на тот момент возглавлял советский флот. В 1956 году Первый секретарь партии взялся и за военно-морские базы. Первой была закрыта Порккала-Удд – база, расположенная на арендованной у Финляндии территории, прямо у границы. С этих позиций можно было следить за всей акваторией Финского залива. Но Хрущев решил, что СССР она не нужна, поэтому он вернул территорию – политик таким образом планировал «улучшить отношения между странами».
В мае этого же года Хрущев вместе с Жуковым стали инициаторами расформирования частей морских пехотинцев – они исчезли практически на всех флотах. В стране стали закрываться военно-морские училища, готовившие офицеров. Таким образом, система, которая настраивалась годами, постепенно теряла свой вес.

Флагман Северного флота — ТКР "Мурманск". Похожий крейсер Хрущев продал за бесценок Индонезии!
Флагман Северного флота — ТКР "Мурманск". Похожий крейсер Хрущев продал за бесценок Индонезии!

Поле небольшого затишья, в 1959 году, советский флот снова оказался под ударом – было принято решение не заканчивать строительство семи крейсеров, большая часть которых на тот момент была готова более чем на 80%. Причина такого решения – «безнадежно устаревшие» судна уже не отвечали веяниям времени. После этого тенденция уничтожения надводных кораблей только продолжилась – за пару лет было «списано» еще около десяти действующих судов.
Следующий странный шаг Хрущева – это щедрый подарок индонезийцам. Политик принял решение просто так отдать этой стране огромную эскадру Тихоокеанского флота – 12 субмарин, шесть эсминцев, современная боевая техника. Экипаж, который был в шоке от такого решения, возвращался домой на самолетах.
В чем же главная причина такого поведения Хрущева в отношении Военно-морского флота СССР? Дело в том, что он считал, что главная сила страны – это ядерный щит. Возможно, Никита Сергеевич сократил бы флот до минимума, но гонка с США не позволила это сделать. Американцы начали выпускать современные подводные лодки, и Советскому Союзу нужно было искать что-то противопоставить американцам

Ракетный крейсер "Грозный", 1962 год.
Ракетный крейсер "Грозный", 1962 год.

В 1960 году была разработана программа, согласно которой СССР должн был построить противолодочные корабли нового типа – газотурбинная силовая установка, радиотехнические средства обнаружения, новые системы огня.
Так и началась новая эра: строительство противолодочного флота. На строительство кораблей, крейсеров и прочих судов, цель которых – не позволить американцам чувствовать себя безнаказанно, было потрачено много средств. Но и результат был соответствующий.
1962 год, «подаривший» истории Карибский кризис, стал новым этапом в развитии советского флота. Никита Хрущев, который собственноручно выступал за уничтожение морской пехоты, теперь поменял свое решение – он приказал восстановить эту структуру. Приступили к этой задаче в 1963 году – постепенно морская пехота снова появилась на всех флотах – от Балтийского до Тихоокеанского. Для морпехов начали строить специальные десантные корабли по новым технологиям.
Главное достижение флота при Хрущеве – это атомный ледокол «Ленин», ставший настоящей знаменитостью. Еще до того, как судно было спущено на воду, его посещали делегации из разных стран. Советское «чудо техники» стало настоящим открытием – это позволило СССР стать единственной страной, имеющей такое превосходство в Арктике.

Атомный ледокол «Ленин»
Атомный ледокол «Ленин»

Можно заметить, что даже в плане отношения к флоту Хрущев был весьма противоречив. Если бы не противостояние с Америкой, то неизвестно, что стало бы с военно-морскими силами СССР. Уничтожение морской пехоты, закрытие сталинской программы кораблестроения и уничтожение ряда крейсеров и линкоров – все это заслуга дорогого Никиты Сергеевича. Именно это и стало причиной того, что Хрущева так не любили на флоте.