Родители, которые устали от своих детей, могут решить, что они — плохие. И таким образом виртуозно снять с себя ответственность за то, какими они вырастут.
Нет, это не мы плохо стараемся, это не мы не выдерживаем, не справляемся с проблемами в воспитании. Это просто дети попались плохие. Лентяи, жадины. Брак. Могли родиться хорошие, но не родились. Что получилось, то получилось, а мы здесь не при чем.
Да, конечно, дети тоже рождаются разными. У одной матери — беспроблемный, послушный тихоня. У другой — взбалмошный хулиган, который не вылезает из драк. У всех детей разные исходные точки, разные недостатки, с которыми приходится справляться. И если в одной семье ребенок щелкает уравнения, как семечки, то в другой мама прилагает кучу усилий чтобы "вытянуть" его хотя бы на тройку.
Но это не значит, что ребенок — плохой. Просто его слабые стороны — чуть сильнее. И усилий по их преодолению тоже придется приложить больше. Это такая данность: здесь бесполезно оглядываться на других детей и ругать судьбу. Нужно смириться, засучить рукава и вкладывать в ребенка с недостатками чуть больше любви и сил.
Но решить, что ребенок попался бракованный, гораздо проще.
Как ведут себя родители "плохих"детей
Однажды решив, что их дети — неудавшиеся, родители начинают воспитывать их с этой же позиции. Смотреть красноречивым взглядом, по которому сразу понятно, что они о тебе думают.
Говорить:
- "Ну почему ты такой лентяй! Не можешь убрать в шкафу нормально!";
- "Вот ты и обжора! Зачем берешь еще одну конфету?";
- Или так: "Вор растет! Украл деньги у мамы в кошельке!"
Причем, делать это с особым напором, с досадой и обвинением. С уверенностью в том, что их ребенок ни на что не годен.
Да, дети действительно могут переедать, плохо учиться, быть агрессивными, жадными, подворовывать мелочь у родителей. Этого никто не отрицает. Каждый ребенок рождается с определенными склонностями: один любит обижать слабых, другой — не хочет напрягаться в учебе, третий трусит постоять за себя. Поэтому, ругая их, мы руководствуемся благими намерениями: пытаемся исправить свое чадо, сделать его лучше.
Плохо то, что таким образом родители ставят на нем клеймо: "Лентяй", "Жадина", "Обжора", "Вор". И в будущем ребенок будет соотносить себя с ним. Считать, например, что лень — его неотъемлемое качество. Он, Паша Савельев и лень — это синонимы. Таким вот он родился, с изъяном.
Это значит, что ребенок будет считать себя плохим, всего абсолютно. Считать, что лень — это качество, которое присуще ему целиком. Что это часть его личности. Червоточина, которая делает его человеком низкого качества.
Это значит, что ребенок будет постоянно чувствовать себя никудышным. И в итоге получит низкую самооценку и соответствующий ей "бонус": уверенность в том, что он ничего хорошего не достоин. А значит, во взрослой жизни выросший малыш будет довольствоваться малым и страдать.
Хотя на самом деле лень — это всего-лишь негативная черта. На самом деле ребенок, какие бы отрицательные качества он не проявлял, какие бы кренделя не вытворял, как бы не агрессировал и не упрямился, внутри хороший. Просто, есть негативные черты, которым он подвержен больше всего. У одних это — лень, у других — злость, у третьих — трусость. Именно под их влиянием он находится. И именно с этими дурными качествами нужно бороться — а не с самим ребенком.
Недостатки — это только поверхностная грязь, которая не дает в полной мере проявиться его достоинствам и сиять всеми гранями. Под этой шелухой ребенок всегда, в любых обстоятельствах — только хороший.
Так и нужно относиться к своему ребенку — как к хорошему, абсолютно и без сомнений, даже если он трусит, не дает сдачи хулиганам.
Даже если он ленится и ждет, пока ему все "разжуют и в рот положат", а вас от этого колотит. Даже если он в очередной раз врет, крадет и позорит родителей перед другими. Помните — это всего-лишь недостатки, которые мучают его гораздо сильнее, чем он — вас. И наличие ни одного из них не является достаточно веским обстоятельством, чтобы говорить ему, что он — плохой. И воспитывать с позиции: "Ты плохой: срочно исправься!".
Любые показательные наказания, обвинения, беседы на повышенных тонах, сравнения с другими детьми, запугивание последствиями и прочие методы воспитания с позиции "Ты - плохой" сделают только хуже!
Как воспитывать трудного ребенка
Даже если ребенок расстраивает своим поведением и отрицательными наклонностями, помните, что там, внизу, под злостью, жестокостью и ругательствами, живет, например, его трепетная любовь к собакам.
И когда он напевает в душе, готовит по утрам яичницу, аккуратно забивает гвозди в дощечку или, высунув язык, ремонтирует часы — вот тогда он настоящий. А все отрицательное — это не он сам, это шелуха, которая никогда не бывает частью личности.
Чтобы исправить негативные черты в ребенке, акцентируйте внимание на положительном:
- Подарите ему уверенность в том, что он хороший и достойный. Умение любить себя и опираться на себя самого — лучшее, что могут подарить ребенку родители. Даже если он ленится делать уроки и приносит тройки, поверьте, математика не стоит испорченной самооценки. Ничего, ну абсолютного ничего этого не стоит. Люди, которых в детстве родители стыдили за плохие отметки, имеют высокий интеллект, но низкую уверенность в себе. В результате они часто работают на жизнерадостных, пробивных "троечников", которых любили просто так.
- Прививайте ребенку ощущение своей ценности с детства: советуйтесь с ним, уважайте привычки, личное пространство, общайтесь, как со взрослым, а не как с пустым местом. Конечно, это требует от родителей усилий и ресурсов. Гораздо проще бросить: "Потому что я так сказала!", чем терпеливо объяснять суть запрета. Но уважение родителей дает ребенку огромные силы.
- Разговаривайте с ребенком уважительно, когда он ошибается, ленится, трусит, объедается, злится, ворует, врет. Ни один его недостаток, даже самый неприятный, не является основанием, чтобы считать чадо ничтожеством. Человеческое достоинство детей должно быть непоколебимы, даже если вы их ругаете. Особенно, когда вы их ругаете.
- Проводите как можно более резко очерченную грань между ребенком и его недостатком. Он, Паша Савельев, хороший. А лень — это цепкая колючка, которая пристала к его характеру. Просто недоразумение. Вредитель, с которым нужно расправиться. Есть огромная разница между фразами: "Ты — ленивый" и "Ты сейчас ленишься, давай попробуем нормально поработать мозгами". Первая ставит ярлык, вызывает чувство вины, снижает самооценку. Вторая — дает понимание, что лень не имеет к его личности никакого отношения и мотивирует на преодоление слабостей.
Знаете, не бывает людей без недостатков. У каждого ребенка, даже едва родившегося, есть склонность к определенному поведению: лени, обману, трусости. И если нам кажется, что у соседей дети лучше, это не так. Слабые места есть и будут у всех.
Но только от нас зависит, справится ли малыш с ними или будет мучаться чувством вины от того, что он такой "плохой" и "неудавшийся". Сможем ли мы показать ему правильное отношение к пороку: не как к тому, что очерняет его, а как к повседневному моменту, с которым нужно просто работать. Без обвинения, унижения и прочей патетики.
Удачи нам в воспитании, всего хорошего и доброго)