Косте 9 лет. Он частый посетитель кабинета психолога: в дошкольном возрасте у Кости были проблемы с поведением, в начальной школе к ним прибавились проблемы с обучением. Сейчас Костя конфликтует с учителем.
Трудности в общении со взрослыми и нарушения субординации были у Кости всегда, но сейчас они разрослись до невиданных масштабов. Ученик комментирует и критикует абсолютно все сказанное учителем. Конечно, «с места» и на «ты». Спорит ради спора по любым поводам и вовсе без них, машет кулаками, переходит на крик, заливается слезами. После очередного инцидента никогда не признает свою неправоту, не просит прощения, считает, что его обидели. Костя всегда прав. Нервы пожилой учительницы на пределе.
В моем кабинете Костя чувствует себя уверенно. Вальяжно располагается в кресле. По-хозяйски оглядывается по сторонам. Заметив грязь на стене, ставит руки в боки:
- Нет, ты глянь! – это он мне. – Что за люди пошли? Не люди, а свиньи! К хорошему не привыкли, все им изгадить надо, все испачкать, что было, как… (Костя на секунду запинается) как в свинарнике! Не свое – не жалко, можно все топтать, пачкать, руками своими жирными лапать!
У Кости тяжелый СДВГ. С возрастом в его синдроме становится меньше гиперактивности, но пышным цветом цветут вторичные проблемы, на которые в дошкольном возрасте, как правило, не обращают внимания (а стоило бы).
Одной из таких проблем является низкий социальный интеллект людей с СДВГ.
Социальный интеллект — это знания, навыки и умения, которые помогают человеку успешно взаимодействовать с окружающими. Способность понимать поведение других людей и своё собственное, действовать по обстоятельствам — вот составляющие этого понятия.
В социальный интеллект входит эмоциональный интеллект - умение управлять своими эмоциями и сопереживать другим людям. Социальный интеллект слабо связан с общим умственным развитием человека, интеллектом в широком и привычном для нас понимании.
С высоким уровнем социального интеллекта не рождаются.
Он развивается в процессе жизни и общения с другими людьми, когда человек наблюдает за поведением окружающих, усваивает причинно-следственные связи, учится прогнозировать поведение других людей. В силу проблем с вниманием, прогнозированием и установлением причинно-следственных связей социальный интеллект страдает у большинства детей с СДВГ. Мотивы окружающих людей, их поступки и чувства для них такая сложная загадка, что они даже не пытаются ее разгадать. Причем это совсем не черствость и жестокость. Это такая тотальная невнимательность к другим, полное отсутствие эмпатии (как и рефлексии).
Шестнадцатилетний Леша с СДВГ впервые пригласил одноклассницу на свидание (конечно, с подсказки мамы). Родители купили подросткам билеты в кино, папа оформил букет для девушки. Вечер прошел хорошо. Леша пришел домой впечатленный фильмом. За ужином пересказывал сюжет и ни слова не сказал о своей спутнице. Следующим вечером мама спросила, звонил ли сын сегодня Кате.
- А что, надо? – искренне удивился Леша.
____________________________
Девятилетний Миша с СДВГ на каникулах крепко сдружился с соседским мальчиком – ровесником. Каждый день они ходили друг к другу в гости или гуляли вместе. Однажды ребята катались на велосипедах, Ваня упал и сильно расшибся. Неделю Ваня провел в больнице. Когда его выписали, Мишина мама предложила сыну навестить друга.
- Зачем? – не понял Миша.
То же самое он спросил полгода спустя, когда уже сам лежал в больнице, и мама сообщила, что Ваня хочет его навестить.
Именно низкий социальный интеллект приводит к многочисленным конфликтам с окружающими (тут будет уместно вспомнить, что люди с СДВГ не могут вовремя остановится, они импульсивны. Такое поведение тоже способствует разгоранию конфликта). Дети с СДВГ не чувствуют уместности ситуации, не видят настроение другого человека. Они могут обратиться к любому с любой просьбой в любой момент, когда им этого захотелось, быть неуместно настойчивыми, не понимать намеков и игнорировать все социальные сигналы. Решения они принимают, исходя из импульса, не предполагая заинтересованности окружающих и не ожидая от них какой-либо реакции. Поэтому окружающим они кажутся наглыми, назойливыми, жадными, эгоистичными, невоспитанными, демонстративными.
Что делать? - Развивать социальный интеллект!
Как можно раньше и систематично. Объяснять, объяснять и объяснять, даже если ребенок этого долго не понимает. Объяснять свои чувства и поступки. Рассказывать о чувствах и мыслях других людей. Разбирать эмоции, мотивы и последствия действий в различных жизненных ситуациях, фильмах, литературных произведениях. Интерпретировать ребенку его собственное эмоциональное состояние, учить брать его под контроль, насколько это возможно. Обсуждать конфликты ребенка с окружающими, пути выхода, примирения, профилактики.
________________
Испытываете трудности в воспитании ребенка? Есть вопросы к психологу? ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ОНЛАЙН. Запись: 8-906-288-05-55 (WhatsApp, Viber).
!Нажимайте на ссылки и читайте еще:
- Нейропсихология - новое слово в коррекции или рекламный ход?