Московская архитектура — это не только сталинские высотки. Прогуляемся по столице, посмотрим на необычные архитектурные сооружения
и узнаем, что находится внутри Дома-яйца и зачем Дому авиаторов ножки.
Дом-яйцо: икона лужковской архитектуры
Дом-яйцо построили в 2000–2002 годах по проекту архитектора Сергея Ткаченко. Здание считается классическим примером лужковского стиля
в столичной архитектуре — вызывающего и эклектичного. Некоторое время дом входил в список самых оригинальных построек в мире.
Яйцеобразную форму здания придумали Сергей Ткаченко и Марат Гельман. В этот проект их пригласил Московский патриархат. Планировалось построить роддом в Вифлееме, и яйцо как символ жизни вполне подходило под такую задумку. Но проект заморозили. А идею дома-яйца реализовали в Москве.
Дом жилой, в нем четыре этажа. На первом — сауна и подсобные помещения. На втором — кухня и столовая. На третьем — две спальни, балконы и ванные комнаты. На последнем этаже находится гостиная, потолок которой расписан в стиле Ренессанса. Дом можно купить.
Чайный дом: Китай в центре Москвы
Этот дом в 1893 году построил архитектор Роман Клейн. Стиль здания называется шинуазри — от французского chinoiserie, «китайщина». Изначально Клейн возводил его в стиле Позднего Возрождения, а потом архитектор Карл Гиппиус добавил налет Китая: сделал башенку-пагоду
на крыше, поместил китайские узоры на фасаде, включил яркие детали
из керамики.
До 1917 года в здании находился чайный магазин и доходный дом купца Сергея Перлова. После революции на верхних этажах расположились коммунальные квартиры. В 20–30-х годах в доме было «Чаеуправление».
Сегодня тут снова продают чай на любой вкус. А еще сладости, кофе
и посуду. Интерьер сохранился — все те же расписные потолки и филенки.
Дом Мельникова: улей, в котором жил и работал архитектор
Одноквартирный дом в 1927–1929 годах построил архитектор Константин Мельников. Советские власти планировали, что цилиндрическая форма здания станет основой для постройки домов-коммун. Поэтому разрешили Мельникову строить дом в центре. Все расходы на постройку Константин взял на себя, но зато его освободили от земельной ренты и налогов.
Дом — это два соединенных между собой цилиндра: один двухэтажный, второй трехэтажный. Внутри дома — спальни, гостиная, кухня, столовая
и мастерская. Часто дом называют ульем из-за формы и множества шестиугольных окошек.
Константин завещал дом-улей сыну Виктору и дочери Людмиле. Затем дом был передан государству, но с условием, что там откроют музей. И сегодня в доме находится Государственный музей Константина и Виктора Мельниковых.
До 23 января 2023 года Музей архитектуры им. А. В. Щусева, чьим филиалом является Музей Мельниковых, проводит выставку «Мельников / Melnikoff», приуроченную к 130-летию архитектора. Там можно увидеть графику, живопись, архивные документы, личные вещи Мельникова. Партнером выставки выступил банк ВТБ.
Дом-бублик: одно из пяти олимпийских колец
Дом построили в 1972 году по проекту Евгения Стамо и Александра Маркелова. Это было время бесконечных архитектурных экспериментов,
и круглый дом — один из них.
На первый взгляд кажется, что здание сделано из округлых панелей,
но на самом деле они стандартные. Архитекторы расположили их
под углом шесть градусов друг к другу, и дом замкнулся в кольцо. Поначалу такая идея показалась всем оригинальной, и даже решили возвести пять таких домов цепочкой, чтобы получились олимпийские кольца. Но оказалось, что для этого нужно изменить технологию производства плит. Это предполагало немалые затраты, и от плана отказались.
У дома есть и ряд недостатков. Трапециевидные формы комнат
не позволяют органично разместить мебель в них: остаются некрасивые зазоры по углам. Из-за круглой формы и арок внутри двора постоянный сквозняк и исключительная слышимость: если кто-то громко кашляет
во дворе, это слышно во всем доме.
Но есть и достоинства. Закрытая территория позволяла формироваться «домовому сообществу»: соседи знали друг друга, дети играли вместе
на площадках. А еще этот дом несколько раз снимался в кино, ведь он расположен недалеко от Мосфильма.
Дом авиаторов: сороконожка в 13 этажей
Дом построили в 1978 году, а архитектором выступил Андрей Меерсон.
В народе здание называют Домом-сороконожкой и Домом на ножках — из-за 40 железобетонных опор, на которых он стоит. А Домом авиаторов его стали называть после того, как в нем поселились сотрудники авиационного завода «Знамя Труда».
Сначала постройка задумывалась как гостиница для Олимпиады-80. Дом должен был стоять на берегу Химкинского водохранилища. Архитектор сделал ему ножки, чтобы пространство казалось более живым, людям было проще подходить к водоему, а воздух свободно циркулировал. Потом дом перенесли на другое место, туда, где не было водоема, но идея ножек осталась.
Сегодня Дом авиаторов жилой. В нем 13 этажей и 299 квартир. Несколько раз дом снимался в кино, например, в фэнтези «Ночной дозор».
Московская архитектура — одна из самых разнообразных. Здорово, что руководство города сохраняет здания, выполненные в разных стилях
и несущие культурную ценность, для потомков.