Все нормальные люди прекрасно понимают разницу между общением с живым человеком и взаимодействием с каким-либо неодушевленным предметом. Для нас это насколько очевидно, что многие сочтут эту постановку вопроса чересчур странным, кроме аутистов. Дело все в том, что при общении с человеком, мы интуитивно пытаемся считать очень многое о его истинных мыслях, чувствах наблюдая за его мимическими выражениями лица, тембре и интонации голоса, а также позой и видимыми движениями. Это функция заложена в нас с рождения, благодаря которой мы устанавливаем и включаемся в различного рода социальные интеракции, обогащая и расширяя свой внутренний мир. К сожалению, эта функция – считывание эмоций и состояний другого человека – абсолютно повреждена у аутистов.
Аутист может пристально смотреть в глаза и на лицо своего собеседника, если сочтет это заслуживающим кратковременного внимания, но ничего из этого для себя не поймет, хотя со стороны может казаться, что он «пытается» для себя вынести что-то ценное.
Это деформация социального контакта, эмпатии и понимания состояния другого человека проистекает из дефекта на психофизиологическом уровне.
В одном из экспериментов, проведенном в Йельском университете Р. Шультцем с использованием магнитно-резонансного сканера – устройства, которое показывает, какой участок мозга получает больше кровотока при определенных мыслительных нагрузках в конкретный промежуток времени, была выявлена очень показательная закономерность.
В исследование Р.Шультц подключал сканер к испытуемым и просил их выполнить очень простое задание: при предъявлении парных изображения либо лиц, либо предметов они должны были сообщить, являются ли они идентичными или нет, нажимая специальную кнопку.
Нормальные люди, глядя на лица, используют часть мозга под названием fusiform gyrus (латеральная затылочно-височная извилина, расположена в поле 37 по Бродману)
Это чрезвычайно сложное «программное» обеспечение нашего мозга, позволяющее различать тысячи знакомых лиц. Когда же здоровые участники эксперимента смотрели не на людей, а на предметы, скажем, на молоток, дерево, они использовали совершенно другую часть мозга – inferior temporal gyrus (нижняя височная извилина).
Различие в функционировании этих двух участков объясняет почему вы можете без труда узнать одноклассницу по прошествии 30 лет, но можете испытывать трудности, когда надо найти свой багаж на транспортировочной ленте в аэропорту.
Э этом эксперименте с людьми страдающих аутизмом обнаружилось, что они используют участок мозга, ответственный за распознавание предметов, когда смотрят и на стулья, и на лица людей. Другими словами, на самом основном нейрологическом уровне для аутиста лицо – этот всего лишь еще один предмет. Если же аутисту предъявить три изображения: фото мужчины, женщины или выключателя, то с высокой долей вероятности он будет больше времени смотреть на выключатель, поскольку технические изделия для них проще в понимании и осознавании.
Это же характерно, когда аутист наблюдает за эмоциональными сценами из жизни людей. Он их воспринимает визуально и аудиально, но делает совершенно неверные выводы из увиденного, поскольку эмоциональный смысл сцен для него оказывается неясен. Они не видят эмоциональной основы сцена, а обращают внимание только на поверхностные аспекты происходящего: подошел, взял, положил и т.д.
При этом сами аутисты могут быть весьма интеллектуальными людьми, иметь хорошее образование по ряду технических специальностей, обладать коэффициентом интеллекта, намного превышающего норму.
Постоянная однобокость восприятия аутистов приводит к так называемому эффекту «слепоты разума», поскольку исключает крайне важные эмоциональные аспекты и перенаправляет внимание на другие классы объектов. Эта ситуация – «слепоты разума» - может быть хроническим состоянием или же возникать спорадически даже у нормальных людей, но в особых обстоятельствах, вызванных, как правило, экстремальной стрессовой нагрузкой (об этом пойдет речь в следующей статье).
Развития тех или иных ментальных функций все же возможно усилить, за счет большой пластичности мозга при условии сохранности биологической основы.
Автор материала: Сипягин Дмитрий Вячеславович, психолог, кандидат психологических наук
Список использованной литературы:
1. Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2006
2. Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. - М.: Академия, 2009
3. B.Myles., High-Functioning Autism and Difficult Moments: Practical Solutions for Reducing Meltdowns Paperback – May 16, 2016
#аутизм #восприятиеаутистов #психологиявосприятия #нейропсихология #нейроанатомия #психофизиологиявнд