Найти тему

«Мастер и Маргарита» в «Самиздате»

В этом книжном клубе, в «Мануфактуре», прошло обсуждение романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». И я там был.... Это один из моих любимейших романов, и было интересно узнать, что думает о нём «племя младое, незнакомое»? Вообще, «Самиздат» выбирает интересные темы для обсуждения, а других «читателей» у нас нет, что бы они не говорили о прочитанном. Вот и на этот раз было высказано много мнений о «Мастере и Маргарите», часто повторяющие известных критиков, а мне вспомнилось, как я когда-то давно прочитал этот роман...

Первый раз я прочитал «Мастера и Маргариту» как роман приключенческий: о проделках мессира Воланда в «красной Москве», Мастере из непонятного подвала и его Маргарите, летающей по Москве на метле; прекрасно-ужасной свите Воланда, пленяющей своим чёрным юмором. В общем, так же воспринимает его молодёжь и сегодня.

Прочитав через некоторое время «Мастера» второй раз, я избавился от этого поверхностного впечатления, блеска игровой фабулы романа, рассмотрел, что на самом деле — это роман о жизни и смерти: вот живёшь ты беспечно, как Берлиоз, а какая-нибудь «Аннушка» уже купила для тебя масло... Многие критики говорят, что это роман о «Боге и дьяволе», они ведь присутствуют в романе, но... Бог не совсем похож на Бога, а дьявол — на дьявола, как мы, атеисты, их понимаем. А понимаем ли мы их вообще?

Отец Михаила Булгакова был священником высокого ранга, поэтому Михаил не просто хорошо знал Библию и библейские события, он знал их как бы «изнутри». Когда Булгаков писал этот свой последний роман, он умирал от рака, ему кололи опиум, чтобы избавить хотя бы от мучительной боли, а он последние свои силы отдаёт «Мастеру и Маргарите», - это его письмо «Богу», перед уходом в Вечность. Поэтому смешно слышать, как некоторые называют роман «письмом к Сталину»... Роман ведь писался «в стол», его судьба была непредсказуема, он вполне мог погибнуть, Булгаков мог твёрдо рассчитывать только на одного Читателя, которому в его романе достаёт из огня «другой» роман Воланд...

В христианской философии, дьявол — это не чёрт с рогами, ад — это не раскалённая сковородка. Дьявол — это отсутствие веры в Бога, ад — это всего лишь место без Бога. Воланду не нужна вера, он знает, что Он — существует, в романе Воланд становится «бичом божиим»: он прибывает не столько в «красную Москву», сколько посмотреть на «место без Бога», страну «научного атеизма», с христианской точки зрения - прибывает в «ад», а в аду дьявол является полным хозяином, здесь он может творить любые «чудеса», которые он и творит, со своей чёрной свитой.

«Место без Бога» - это не только «красная Москва» в прошлом веке, за ней стоят титаны-энциклопедисты эпохи Просвещения, писатели-моралисты-утописты с их «городами Солнца», великие либералы, родившие крайних либералов-социалистов Маркса и Энгельса, и только волей случай их веками готовившийся грандиозный научный социальный эксперимент воплотился в России. А сегодня новая версия этого грандиозного социального эксперимента под символами ЛГБТ осуществляется на Западе. Поэтому «Мастер и Маргарита» - это роман и о будущем.

Воланд в романе не находит сколько-нибудь равных ему собеседников, научно доказать они ничего ему не могут, они просто верят, что Бога нет, поскольку он «не научен», и Воланд воздаёт каждому по вере его, взвешивает, сколько в нём осталось человечности, и... этим он нам симпатичен.

Ещё это роман о страшном грехе трусости, обычной трусости, которая страшна своей непредсказуемостью, её невозможно просчитать: человек может искренне быть уверен, что он герой, и возгордится собой, а в минуту опасности неожиданно для самого себя струсит, и покатится потом вниз до конца. Сегодня с этим столкнулись многие, с так называемой «панической атакой», и находятся в страхе.

Мастер не струсил перед обстоятельствами, пошёл в психушку, но не предал свой роман. А ведь мог бы вступить в Союз писателей, и Берлиоз был бы у него на посылках... не вступил. Это оценил Воланд, и наградил его «покоем»... Это моё прочтение романа.

Булгаковский «Мастер» велик своей простотой: сказать просто, увлекательно о сложнейших вещах, экзистенциональных вещах — это невероятно сложно, много сложнее, чем написать серьёзный глубокий роман, который далеко не всякий читатель дочитает до конца. Много у нас читателей серьёзного глубокого Набокова, если не считать его «Лолиты»?

Немецкий классик Томас Манн как-то сказал, что "русская литература не великая, а святая", так вот, «Мастер и Маргарита» - это великий роман, но не святой, и многие наши критики не могут это понять и простить.

Виктор Каменев

14.10.2022