Кислое и круглое не сравнивают, верно?
Но можно, так как и то и другое начинается с буквы "к", и то и другое - прилагательные.
Я постараюсь сегодня сравнить вроде бы несравнимое: архитектуру функциональную, прагматическую и архитектуру удовольствия ради.
Ниже будет небольшой экскурс в архитектуру авангарда, в том числе русского архитектурного авангарда, который идеями и даже некоторыми идеологами авангарда (они там преподавали) слился с "Баухаусом".
Bauhaus, Staatliche Hochschule für Bau und Gestaltung — это государственная высшая школа строительства и формообразования, учебное заведение, существовавшее с 1919 по 1933 год в Германии. Школа оказала колоссальное влияние на всю идеологию архитектуры 20 века.
"Бестолковые" мастера античности строили высокие храмы, площади которых невозможно было обогреть, с несоизмеримыми по росту человека потолками, которые невозможно было покрасить и почистить без специальных лесов. Это было на редкость НЕФУНКЦИОНАЛЬНО. Но красиво и торжественно.
Немецкая же школа с присущей немцам тщательностью, основательностью, практичностью заложила основы строительства как ФУНКЦИОНАЛЬНОГО. И этот принцип исповедовала до последнего времени вся архитектура мира. Условно говоря, если ты в театре, то смотреть постановку лучше в мягком кресле, поставленном относительно уровня сцены так, чтоб был хороший обзор.
Непрагматический подход - слегка ироничный, слегка абсурдный может предложить зрителю любой выверт и подвыверт, например, предложит сидеть, как петухи и куры на насесте. Или вынести сцену за пятачок зрительного зала и образовать панорамное зрелище: зритель в центре, а актеры вокруг.
Зачем все это?
- Отчасти "пощечина общественному вкусу". Примерно так колбасит тинейджеров в поисках своего я. "Назло бабушке отморожу ушки" - это же наше подростковое все!
- Отчасти эпатаж - меняются времена, ломается и летит в тартарары привычная жизнь, создается новый мир, человек в этом новом мире получается временные права Бога - ну, сынок, сделай что-нибудь этакое сам!
- Отчасти поиск новых форм. Самореализация. И многим архитекторам авангарда это удалось.
Так вот в пору "подростковой архитектуры" ("сделаю не так, как папа") у нас в стране начались мощные социальные преобразования.
1929 год - коллективизация со всей ломкой сознания собственников, сопротивлением, раскулачиванием, со всеми переборами и передергиваниями.
1930-ее годы: три великих ПРОТИВ:
1. Против Бога (мощнейшее атеистическое движение - убиты тысячи священников, утрачены миллионы драгоценных икон, угроблены, разрушены многие старинные храмы, при этом человек избавлен от давления церкви на мозг и свой выбор; человек начинает думать сам, не по проповедям и не по указкам, наконец, начинает узнавать истинную причину дождя и засухи).
2. Против Неграмотности (ликвидация безграмотности откроет многим людям путь в науку, путь в новый мир, но одновременно запустит в домкомы "Швондеров" - полуграмотных идеологических болтунов и душителей свободы).
3. Против Бескультурья (повышение бытовой и общечеловеческой культуры, развитие людей, оживление интереса к клубам с кружками по интересам, кинотеатрам, театрам, консерватории, развитие спортивного движения, повышение гигиены быта и т.д. В качестве "но" - только идеологическая обработка людей в этих самых храмах искусства, впрочем, для образованных людей и для кое-как образованных давление было очень разным).
Здание, похожее не то на раскрывшийся каменный цветок, не то на гайку, построил архитектор К.С. Мельников. Пять его авангардных клубов ( да-да, в те самые культурные 30-е годы и несколькими годами ранее) вошли в мировую историю архитектуры авангарда. И тот, что на фото, самый известный.
Это клуб Союза транспортников МКХ (Московского коммунального хозяйства) им. И.В. Русакова, построенный в 1927–1929 годах. В выступах находятся балконы зрительного зала (архитекторы скажу. "в виде динамичных выбросов срезанных консолей, разделённых остеклёнными вертикалями лестниц"). Мельников был самобытный и очень крутой архитектор. Он обыграл функционал здания, учел светотеневые контрасты; цветовые сочетания огромных окон: то синих, то зеленых, то серых - в зависимости от погоды на фоне теплого оттенка здания. На этом фото не видно, но на здании есть куски неоштукатуренного кирпича и, напротив, куски стены с грубой серой штукатуркой, - ритмическое и визуальное разнообразие.
Мельников закладывал также возможность трансформации зала на пять аудиторий, но последующие реконструкции убили идею. Тем не менее, сегодня, гуляя только по Москве (не считая тысяч построек по стране) можно рассмотреть, каким образом прагматическая мысль помещалась в объемы кирпича и штукатурки - в клубы К. С. Мельникова (им. Русакова, им. Фрунзе, «Буревестник», «Свобода»), архитектора Л. А. Веснина (клуб им. П. Алексеева), А. Розанова («Красные текстильщики»), И. А. Голосова (им. Зуева), В. Владимирова («Пролетарий»), С. Пэна («Ротфронт») и т.д.
На планах видно, как наращивают помещения вокруг зрительного зала - для танцев, для общения. Это очень интересный момент, так как функционал общения и танцев носит элемент необязательный, но желательный.
Авангард сформировал принципы железо-бетонного строительства.
Красиво и удобно (фото ниже) - каждый отдыхающий в этом санатории имеет свое пространство, номер и балкон отлично освещены, из каждого номера открывается роскошная панорама. Это то, что называется: "и вкусно, и питательно". Польза + эстетика. Своеобразная, на мой вкус.
Чем же отличаются прагматичные функциональные времена от современной архитектуры?
Необязательными, но чарующими элементами.
В Китае сделали, например, домики для дождя. Простые, незамысловатые пространства, куда можно прийти, посидеть, послушать, как капли колотят по камню и по стволам бамбука, по черепице, по металлическим водостокам.
Город получил культурный центр с бесплатным оркестром - дождем малыми средствами.
Это клубы знакомств, своего рода
Здесь собираются единомышленники - ценители красоты природы. Они знакомятся и общаются. Нет желания общаться - иди в зал со скамейкой и наслаждайся тишиной и мелодией дождя.
2. Это оазисы тишины в мегаполисе
Центры психорелаксации в шумном городе, где каждому человеку, утомленному толпами и суетой, нужен покой.
3. Это экологические центры
Единение с природой формирует у человека уважение к окружающему миру, делает его гармоничнее, развивает его гуманистическое начало, а это шаг к оздоровлению общества.
И всё это не приносит городу, на первый взгляд, никаких дивидендов. Тратишься, как бы на дождь, а удовлетворяешь интересы кучки людей, весьма необязательные. Дождик можно послушать и в автомобиле, и на балконе своего дома.
Почему же китайские власти строят эти "природные музыкальные центры"?
Может быть, потому что дух человека в Китае, пусть не повсеместно и не массово, но УЖЕ выходит из створок раковины быта, сворачивает с проклятого заколдованного маршрута "дом-работа" и требует простора не для тела - для души? Значит, там душа человека УЖЕ прекрасно развита?
Почему мы, краснодарцы, обожаем парк Галицкого?
Он такой же! Для души! Он весь - от его изгибов и странных светящихся колонн призрачных античных замков, от фиолета шалфея в пору цветения до музыкальных дорожек, по которым прыгают не только дети, но и взрослые - звучит же!, от изящного интерьера кафе до легких стульев у горки, зачем-то завитой серпантином - необыкновенно прекрасен и нефункционален. Он просто для красоты, которая лишена прагматики, но не лишена высокого смысла.