Найти тему
Василисины размышления

В "Какраньшии" учитель был богат и уважаем? Господа, читайте классику!

Обсуждая нелегкую долю современных учителей, бесправных, бедных и затюканных бюрократией, очень любят противопоставлять ей благостное "...а вот раньше!".

Раньше учитель был всеми уважаем не только в школе, но и в самых широких слоях общества. Авторитет его был непререкаем, никаких указявок господину учителю никто давать не мог. Напротив, все почтительно внимали каждому слову и не чаяли достичь таких высот просветления.

И уж тем более никто не мог решать, с кем учителю общаться, кому письма писать, какой костюм носить вне школы, и вообще как строить свою частную жизнь. Никакой черной работой учитель себя не утруждал, а после службы мог в охотку спать-отдыхать, набираться новой мудрости или предаваться приятному изящному времяпрепровождению. Деньги на такую жизнь, разумеется, были - ведь жалование учителя составляло предмет зависти всех обывателей.

Границы этого "раньше" обычно более чем расплывчаты. То это век 19-й, то дореволюционное начало 20-го, то послереволюционные годы борьбы с неграмотностью, то расцветный СССР 60-70-х. Ну в крайнем случае 80-е, которые многие из ныне живущих еще помнят, но в основном уже смутно, как давным-давно прошедшее детство.

Пожалуй, это и есть главный признак страны Какраньшии - в основе ее описания лежит чистая мифология, а не достоверная история и тем более не личный опыт.

Между тем сведения, которые можно почерпнуть из литературы соответствующих периодов, дают несколько иное представление о "как раньше". Куда как менее благостное!

Возьмем хотя бы моего любимого Чехова. Про судьбу учителя он писал не так уж мало. В школе все проходили "Человека в футляре" и "Учителя словесности"? И как вам, похожи герои этих рассказов на свободных, уважаемых, процветающих, обеспеченных, погруженных в интереснейшие умственные занятия людей? - Да ни на грош! Напротив, все та же зависимость от прихотей начальства, выматывающая рутина, пристальное и недоброе внимание толпы, оглядка на "как бы чего не вышло" и весьма невеликое жалование.

Есть парочка учителей и в чеховских пьесах. Причем оба женаты на нелюбящих их женщинах по имени Маша. Поэтому я вечно этих бедолаг путаю. В "Трех сестрах" - Кулыгин Федор Ильич; в "Чайке" - Медведенко Семен Семенович. И не любят их жены как раз за приниженность, зависимость, туповатость (точнее, отупелость от забот), впряженность в лямку. И даже за готовность прощать жене ее увлечения - нет бы кулаком стукнул, взял да и увез куда-нибудь от беззаконной любви. Нет, скулит: пойдем домой, я тебя ничем не попрекну... Тьфу!

Ах, да! Есть еще Ольга из "Трех сестер". Та вообще карьеру сделала, стала директором гимназии. Вот только невестка Наташа, вполне себе столп общественного мнения в их городе, умело Ольгу подтравливает, соединяя в одной фразу угодливую льстивость и глубокое презрение: "Ты, бедняжка, устала! Устала наша начальница! А когда моя Софочка вырастет и поступит в гимназию, я буду тебя бояться!".

Собственно, вот и концентрированное "общественное бессознательное" об образе учителя: к внешнему давлению терпелив беспредельно, начальство может его хоть на хлеб намазывать. А в качестве компенсации ожидается мелочная и жестокая власть над учениками и родителями. Конечно, над теми, кому результаты учения важны. Прочие-то "училок" в грош не ставят, издеваются и пакостят как хотят. Когда за спиной, а когда и в лицо.

Ну и сама работа: нудная, отупляющая, тянущая жилы, сушащая мозг. Результат которой - профдеформации, потеря личности и отрыв от реальности. Что опять-таки делает бедного инвалида умственного труда объектом снисходительного презрения, а вовсе не почтительного уважения.

Но, может быть, это частное мнение А.П.Чехова? Был у него какой-то зуб на несчастных педагогов, вот и измывался над ними?

Но почитайте, например, "Кондуит и Швамбранию" Л.Н.Кассиля. "Кадетов" А.И.Куприна. Не говоря уже о всяких "Очерках бурсы". И даже в сладчайших "Записках институтки" Л.Чарской некоторые классные дамы описываются весьма язвительно.

Жестко? Предвзято? - Безусловно!

Были ведь прекрасные учителя-подвижники, редкостные профессионалы, которых всемерно любили и уважали? - Были, и сейчас есть. Есть и сейчас педагоги, к которым очередь из учеников стоит; есть настоящие "инженеры человеческих душ", есть даже достойно своим трудом зарабатывающие.

Но в принципе профессия всегда имела свои профессиональные риски. В первую очередь трудность нормирования труда - отсюда опасность выгорания, скукоживание частной жизни, узости интересов. Другой неприятный момент - государство всегда использовало учителей как разменную монету при проведении любых своих решений, а также для имитации бурной деятельности. Или выполняй любое, сколь угодно дурацкое распоряжение - или свободен с "волчьим билетом"! Не вчера эта практика придумана, и даже не век назад, увы!

Так что, стремясь очистить работу педагога, без сомнения, нужнейшую и важнейшую, от налипшей шелухи, нет смысла аппелировать к "Какраньшии". Нужно честно видеть болевые точки, ставить задачи, понимать перспективы. И просто лично сочувствовать живым, неидеальным людям, все-таки выбравшим это тяжелый труд.

Ведь и мы сами может избавить учителей от множества проблем, не так ли?

Еще на канале о школе и педагогах:

Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба

В настоящее время Дзен не дает возможности добавлять форму перевода. Если вам понравилась статья, можете материально поблагодарить автора, сделав любым способом перевод на кошелек Юмани 4100115165604535