Найти в Дзене
Aristologia

Измученные нарзаном. Кавказские минеральные воды. Как все начиналось

Кисловодск. Ванное здание "Нарзан"
Кисловодск. Ванное здание "Нарзан"

Исследования минеральных источников кавказского региона началось еще в первой четверти XVIII века по приказу Петра I и велись долгие годы. Доклады ученых свидетельствовали о том, что регион действительно обладает хорошим потенциалом для создания курортной зоны.

В 1798 году Медицинская коллегия Российской империи официально ввела Кавказские минеральные воды во всеобщее употребление, и их начали использовать для лечения больных в войсках Кавказской пограничной линии. 24 апреля 1803 года император Александр I подписал Рескрипт «О признании государственного значения Кавказских Минеральных вод и необходимости их устройства». С этого дня началось становление региона как всероссийского курорта.

Император Александр I
Император Александр I

К услугам отдыхающих были четыре новых и стремительно растущих курорта – Кисловодск, Пятигорск, Железноводск и Ессентуки.

И хотя поначалу условия здесь были, мягко говоря, скромные, величественная суровая природа и целебные воды привлекали просвещенную публику.

Например, Пушкин и Лермонтов часто бывали на Кавказе и полюбили его еще в то время, когда курортная инфраструктура только начинала развиваться, и влюбились на всю жизнь.

Во время оное былое!..
В те дни ты знал меня, Кавказ,
В свое святилище глухое
Ты призывал меня не раз.
В тебя влюблен я был безумно.
Меня приветствовал ты шумно
Могучим гласом бурь своих.
А.С. Пушкин. Отрывок из поэмы «Евгений Онегин», 1831 г.

Впрочем, если говорить о Кавказских минеральных водах, то эти два поэта в исторической перспективе сполна отплатили Кавказу за дарованное вдохновение. Особенно Лермонтов. Особенно Пятигорску. Каждый, кто бывал в Пятигорске, знает, что там шагу нельзя ступить без того, чтобы не вступить в какой-нибудь след Лермонтова.

Грот Лермонтова в Пятигорске
Грот Лермонтова в Пятигорске

Синие горы Кавказа, приветствую вас!
вы взлелеяли детство мое;
вы носили меня на своих одичалых хребтах,
облаками меня одевали,
вы к небу меня приучили,
и я с той поры все мечтаю об вас да о небе.
М.Ю. Лермонтов, 1832 г.
Лермонтовская галерея в Пятигорске
Лермонтовская галерея в Пятигорске

Поначалу спрос на водолечение сильно превышал предложение. Общество уже успело заценить заграничные минеральные и термальные курорты и весьма обрадовалось, что теперь нечто аналогичное можно получить и в России. А вот Кавминводы (буду называть их так для удобства) к наплыву соотечественников были не готовы. Сначала люди ездили туда «дикарями», селились в палатках у источников и пили воду как бог на душу положит.

Но с каждым годом ситуация менялась.

Вот что пишет Пушкин о своем втором посещении Кавказа в 1829 году.

«…Я заехал на Горячие воды. Здесь нашел я большую перемену: в мое время ванны находились в лачужках, наскоро построенных. Источники, большей частию в первобытном своем виде, били, дымились и стекали с гор по разным направлениям… Мы черпали кипучую воду ковшиком из коры или дном разбитой бутылки. Нынче выстроены великолепные ванны и дома. Бульвар, обсаженный липками, проведен по склонению Машука. Везде чистенькие дорожки, зеленые лавочки, правильные цветники, мостики, павильоны. Ключи обделаны, выложены камнем; на стенах ванн прибиты предписания от полиции; везде порядок, чистота, красивость…»

Кисловодск. Аллея тополей и вход в Нарзанную галерею
Кисловодск. Аллея тополей и вход в Нарзанную галерею

Начиная с 20-х годов XIX века курорты Кавминвод стремительно развиваются, причем этот процесс не прекращается, невзирая ни на какие внутри- и внешнеполитические потрясения.

Верхние Николаевские ванны в Ессентуках
Верхние Николаевские ванны в Ессентуках

Поначалу высшая аристократия все так же предпочитала ездить за границу – в Баден-Баден, Эмс, Киссинген, Хомбург, Висбаден, Карлсбад. Зато Кавказ начала активно осваивать публика попроще – мелкопоместное дворянство, чиновники не слишком крупной масти, купечество и пр.

Мало кто приезжал на воды лечиться. Большинство приезжало на курорт, потому что это было модно и весело. Лермонтов придумал для отдыхающей здесь публики термин «водяное общество».

«Они пьют – однако не воду, гуляют мало, волочатся только мимоходом; они играют и жалуются на скуку. Они франты: опуская свой оплетенный стакан в колодец кисло-серной воды, они принимают академические позы: штатские носят светло-голубые галстуки, военные выпускают из-за воротника брыжи. Они исповедывают глубокое презрение к провинциальным домам и вздыхают о столичных аристократических гостиных, куда их не пускают.»

М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»

Впрочем, ближе к концу XIX века в Минводы подтянулся и высший свет во главе с императорской фамилией.

Кисловодск. Беседка на Царской площадке
Кисловодск. Беседка на Царской площадке

Символом Каваказских минеральных вод стал орел, побеждающий змею. По легенде, змея укусила орла, но он исцелился в минеральном источнике и убил змею. Таким образом, орел стал олицетворением Кавказских минеральных вод, которе побеждает болезни, олицетворяемые змеей. Наверное, на постсоветском пространстве нет ни одного человека, которому не был бы знаком этот орел. Даже тому, кто ни разу не был на Кавказе.

Орел, побеждающий змею. В Кавминводах этих орлов больше, чем следов Лермонтова
Орел, побеждающий змею. В Кавминводах этих орлов больше, чем следов Лермонтова

Изначально минераловодская территория входила в состав Георгиевского округа Кавказской губернии, но в 1830 году был образован Пятигорский округ, и его окружным городом стал Пятигорск.

О нем – следующая статья.