Найти тему
ПоУшиВКино

“Преступница Эмили” (2022): Дар Божий, каким бы он ни был

Оглавление

Премьера фильма Emily the Criminal состоялась на фестивале 2022 Sundance Film Festival 24 января. Типично для этого формата. На фестивале показывают независимое кино режиссёров, которые работают вне голливудской системы – без огромных бюджетов и именитых продюсеров. Конкретно пример дебютанта Джона Паттона Форда (John Patton Ford), который снял “Преступницу Эмили”, подчёркивает потенциал независимого кино.

Постер фильма Emily the Criminal
Постер фильма Emily the Criminal

Актриса Обри Плаза выступила одним из продюсеров проекта. Это не натянутый за уши проект, который кажется обязанным быть угодным индустрии и её требованиям. Она выглядит достаточно свободной, что доказывается тем, что она выступает продюсером, доверившись начинающему режиссёру. Это говорит о её вере в проект, а также о том, что ее интересует как актрису поднятая тема предназначения человека.

При бюджете в три миллиона долларов этот фильм отчётливо смог показать идею режиссёра о том, как устроена эта жизнь. Ну, или хотя бы часть её, что важно понимать, как опрометчиво пытаться встроиться в шаблоны, чтобы стать счастливым и спокойным. Паттону Форду удалось объяснить в своём скромном по голливудском меркам фильме, что рассматривать человеческую жизнь нужно глобально, не ограничиваясь лишь легальными паттернами.

Актёры

В главной роли Эмили Бенетто снимается Обри Плаза (Aubrey Plaza), её партнёром является актёр Тео Росси (Theo Rossi), исполнивший роль красивого и харизматичного посредника по имени Юсеф, выходца из Ливана. Тео Росси внешне напоминает молодого Венсана Касселя и Тахара Рахима. Но не это привлекает в нём, он никого не повторяет. У него своя манера игры и творческая независимость, просто схожие внешние данные могут быстрее привлечь к нему внимание.

Росси играет в Emily the Criminal ливанца, на самом деле он коренной американец, он родился в США, в Стейтен-Айленде (штат Нью-Йорк). А вот намешано у него итальянская, испанская, сирийская и североафриканская кровь. Актёрское образование получил в Lee Strasberg Theatre Institute. В реальной жизни у него были проблемы с законом – он занимался распространением наркотиков, так что незаконного субъекта ему сыграть было несложно.

Тео Росси (в роли Юсефа). Сцена, когда Эмили спрашивает, возьмёт ли он её в дело
Тео Росси (в роли Юсефа). Сцена, когда Эмили спрашивает, возьмёт ли он её в дело
Джон Паттон Форд (John Patton Ford) и Тео Росси на съёмках. Форд окончил University of South Carolina и получил степень магистра в Американском институте кино. Он работал сценаристом для Disney, Universal и Sony. Форд является членом Гильдии писателей (Writer’s Guild).
Джон Паттон Форд (John Patton Ford) и Тео Росси на съёмках. Форд окончил University of South Carolina и получил степень магистра в Американском институте кино. Он работал сценаристом для Disney, Universal и Sony. Форд является членом Гильдии писателей (Writer’s Guild).

В совсем маленькой роли здесь появилась Джина Гершон (Gina Gershon) – роль Элис, босса лучшей подруги Эмили. Тем не менее роль получилась значительной и запоминающейся. Сцена собеседования с участием Джины Гершон – яркая, электрическая, от неё можно обжечь руку. Элис начинает собеседование очень сладко, прикрывая свою неприязнь улыбкой и смолл-током (small talk – непринуждённый разговор). Совершенно не собираясь принимать её в свой штат, сделав лишь одолжение своей сотруднице, которую любит, снизошла до встречи с Эмили. Этим жестом она показала, кто здесь Босс, а кто – никто. Элис быстро “остудила” свою приветливость до откровенного “ты не подходишь нам, тебе здесь не место”. Эмили, уже уставшая от постоянных напоминаний о своём прошлом, не опускает глаз и не извиняется, она даёт твёрдый отпор, бросая надменной Элис ещё более надменный ответ: “Если хотите мне указывать, платите зарплату!”

Мне даже показалось, что имя “Элис” для босса выбрали целенаправленно именно такое. Оно отсылает к “Алисе в стране чудес” (Alice in Wonderland) Льюиса Кэрролла. Главное в этой аллюзии именно форма произведения – абсурдная сказка, где девочка попала в странный мир, населённый необычными существами со своими правилами и непонятными разговорами, где она что-то должна съесть и выпить. Это на неё всегда необычно влияет, но она продолжает двигаться вперёд, она каким-то образом возвращается к прежней себе. И вот Эмили, совершив проступок в своей студенческой жизни, словно упала в эту кроличью нору взрослой жизни, пока не пролетела через несколько лет и не осела в Южной Америке.

Сюжет Emily the Criminal

У Эмили Бенетто накопились долги, ей очень нужна постоянная работа. Но она не может её найти из-за судимости, которую получила в юношеские годы. Она вынуждена отложить в сторону свою настоящую профессию – художник, подрабатывать курьером, доставляя еду в офисы. И это горькая ирония – выпускница дорогой художественной школы, обладательница степени в области портретной живописи, вынуждена развозить еду, чтобы выжить. Образ Эмили – это собирательный портрет своего поколения особого борца за выживание.

Обри Плаза в роли Эмили
Обри Плаза в роли Эмили

Дойдя до отчаяния в поиске легальной работы, она соглашается на сомнительное дело. Это –“подставной покупатель” (dummy shopper), в чью обязанность входит покупка товаров с помощью кредитных карт, данные для которых украдены у настоящих держателей. Она сближается с посредником по имени Юсеф.

Эмили понимает, что ей нравится получать “быстрые” деньги в совокупности с острыми ощущениями, и она переключается на эту деятельность, осваивая капитализм чёрного рынка. Конечно, она увлекается своим наставником. И всё, что легко даётся, потом требует компенсации.

Впечатления и мысли по фильму

Очень важный момент в выживании в мире – это собственные качества. В паре Эмили-Юсеф сценарно прописаны ключевые противоположные характеристики. Эмили показана жёсткой и решительной. Автор сценария (тоже Джон Паттон Форд) ни на минуту не забывает, что пережила главная героиня, и в соответствии с этим прописывает её действия. При этом Юсефа он наделяет больше заботливостью, чем деловой хваткой. Юсеф работает с братом, он для него опора, и пока их связка действует, у Юсефа дела идут – и переезд из Ливана, и план по покупке дома, и бизнес, пусть и нелегальный.

У Юсефа, в отличии от Эмили, нет плана работать в одиночку. И в этом его ошибка. Его манеры спокойны и добры, и он внушает доверие. Но это хорошо, когда уже нет нужды выживать, а он слишком зависим для таких качеств класса люкс. Таким мягким можно быть, когда есть охрана и защита, а ему ещё надо слишком много заработать. Он слишком заботится о других, забывая о себе. Когда принимает решение ввести Эмили в своё дело, он вручает ей электрошокер для самозащиты. Иронично, что свои тылы он не прикрывает.

Эмили оказывается сильнее него хотя бы потому, что отказалась в рассчитывании на кого-то кроме себя. В фильме это проявляется не раз, особенно в сценах с собеседованиями, когда она прямо отвечает, что ей не нравится обращение работодателя. И когда он проверяет на искренность, и когда явно даёт понять, что “таким, как она” в их офисе не место, и когда сокращают её рабочий день без предупреждения, а у неё нет возможности обратиться за помощью. Пиком издёвки над “такими, как она” является обещание Элис многообещающей стажировки, но неоплачиваемой. Вот уж кроличья нора реальной жизни.

Она очень резка, подводя итог: “Ублюдки будут продолжать отбирать у тебя, пока ты сам не установишь эти чёртовы правила”.

Вторым по значимости эпизодом в фильме является тот, когда Юсеф познакомил Эмили со своей матерью. Она произносит фразу, помогающую расставить акценты в фильме: “Бог даст тебе дар. Мой дар – создание его (своего сына). Ты поймёшь, кто ты. Эмили – учительница, Эмили – мама”.

Этот фильм очень нетипичный для Голливуда. Он не имеет классического хэппи-энда. Он прямолинейный и холодный, он отбрасывает классические грёзы, желая открыть глаза на жизнь. Наконец-то.