Когда человек из низов поднимается к вершинам власти, первое, что он чувствует, это сладость от своего стремительного взлёта. Но проходит время, и наш "выскочка" начинает чувствовать дискомфорт. Никто ему прямо не скажет, но за спиной раздаётся шёпот и тянется за нашим баловнем судьбы шлейф "порочащих" его слухов.
Свидетельство царского токаря
Как свидетельствует царский токарь Алексей Нартов, однажды Пётр осерчал на своего любимца и с криком грозился вернуть его в прежнее состояние:
"Тотчас же возьми кузов свой с пирогами, скитайся по лагерю и улицам и кричи: пироги подовые, как делывал прежде. Вон!".
Итак, если верить Нартову, Александр Меншиков вышел из самых московских низов и в отрочестве принадлежал к "корпорации" мелких уличных торговцев. Согласно другому источнику, а именно подметному письму, подкинутому в 1727 году мастеровому Городовой канцелярии Даниилу Колосову, Меншиков был сыном маркитанта.
Разница, как видим, небольшая - сословия одно и то же. Обидного в этом ничего нет, но это мы так думаем сейчас, после 70 лет рабоче-крестьянской власти и жизни без "эксплуататорских классов". Меншикова, жившего в сословном обществе, такой расклад вещей не устраивал. Ему нужно было хотя бы Формально утереть нос своим недоброжелателям и оппонентами, и возвыситься над ними на голову, а то и на две.
Из фамилии благородный литовской
По этой причине Александр Данилович выпросил у царя официальную бумагу, в которой чёрным по белому было написано, что он, Александр Меншиков, происходит из
"фамилии благородной литовской, которого мы, ради верных услуг в нашей гвардии родителя его и видя в добрых поступках его самого надежду от юных лет, в милость нашего величества восприяти и при дворе нашем возрастити удостоили".
Опираясь на эту "фальшивку", и пользуясь услугами барона Гюйссена, в 1707 году Меншиков выхлопотал себе диплом князя Римской империи. Зачем венский двор пошёл на эту фальсификации, предположить трудно. Сказалась либо политика, либо коррупция, а, может, и то, и другое.
А вот и "доказательства"
Так или иначе, Меншикову пришлось представить общественности обоснования такой неожиданной записи в его "трудовой книжке". По настоятельной просьбе "князя" 0в том же 1707 году съезд литовской шляхты во главе с директором съезда князем Радзивиллом письменно удостоверил, что Меншиков "нашей отчизны княжества Литовского сын". Впрочем, шляхта так и не смогла назвать фольварк, которым владели предки Меншикова, а также сообщить, где, когда и на какой службе проявили себя предки вновь обретенного сына Отечества.
Генеалогическое древо с гнильцой
Со временем, когда Меншиков вознамерился породниться с царской фамилией, ему понадобилось пышное генеалогическое древо, уходящее корнями в Рюриковы времена. В архивах, как пишет Н.И. Павленко, сохранился черновик этого древа, написанный на латыни.
"Некоторые, - писал сочинитель "древа", - опираясь на сведения об особой знатности рода Меншикова, приходят к выводу, я то предки упомянутого... прибыли на Русь из варяг вместе с Рюриком" и получили в управление Вологду.
Постскриптум
Как ни старался князь Римской империи, генералиссимус, адмирал и кавалер ордена Святого Александра Невского обмануть свою судьбу, так ничего и не вышло. В 1728 году он был лишён всех титулов и званий и сослан в далекий город Березов, где умер в забвении и нищете. Впрочем, всё могло быть иначе, если бы брак его дочери с Петром II состоялся. Тогда бы мы точно узнали, что первый предок Меншикова был любимым сыном Рюрика, а то и Августа Цезаря.
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новую статью
О неточностях и опечатках сообщайте автору