Найти тему
Внутри России

Сказочное царство Василия Поленова в Бёхово. Часть 1.

Фото автора, вид из главного здания усадьбы Поленово.
Фото автора, вид из главного здания усадьбы Поленово.

После Подмоклово, если идти на запад, то есть вверх по течению, Ока круто поворачивает на юг, попадая в Тульскую область. Здесь, опять на правобережье, напротив славного городка Тарусы, стоит прекрасная и хорошо известная усадьба Василия Дмитриевича Поленова, которая в наше время входит в состав государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника, охватывающего 870 га и включающего помимо самой усадьбы, обширные площади прилегающих лесов и полей, села Бёхово с кладбищем и Троицкой церковью, а также детского лагеря «Республика Поленово». Окунемся же в историю живописного заокского края.

Фото автора. Вид на долину р. Оки с крыльца храма в с. Бёхово
Фото автора. Вид на долину р. Оки с крыльца храма в с. Бёхово

Места эти были облюбованы человеком давно, что легко подтверждается обнаруженным возле села Бёхово городищем 12-13 веков. Само же село упоминается еще в 17 веке. В правление Петра Великого здесь находились царские конюшни, на которых объезжали лошадей. Село было небольшим, но имело собственную деревянную церковь. В 1798 году вместо старого храма построили новый, тоже деревянный, при погосте. В 1845 году в храм ударила молния, но его быстро восстановили. К концу 19 века и эта церковь сильно обветшала, нужно было строить новую. Тогда крестьяне села обратились к Василию Дмитриевичу Поленову, владельцу ближайшей к деревне усадьбы «Борок», который с радостью откликнулся на просьбу.

Вид на р. Оку. Фото автора.
Вид на р. Оку. Фото автора.

Вообще весьма интересно проследить взаимоотношения местных крестьян со знаменитым художником. В 1887 году Поленову со своим другом и учеником Константином Коровиным довелось в этих местах проплывать по Оке. Местные виды так восхитили творческую натуру Василия Дмитриевича, что он решил свить здесь свое родовое гнездо.

«Мечтал я о домике на берегу Оки, о том, как мы его устроим, как мы там заживем, сделаем большую комнату, где будет музей, галерея и библиотека. Рядом будет столярная мастерская, адмиралтейство, рыболовство и терраса, а над этим будет моя живописная мастерская и твой маленький кабинет… Чудесные мечты, может быть, и сбудутся…» - писал он жене.

Василий Поленов с семьей в своём имение.
Василий Поленов с семьей в своём имение.

Однако, реальность оказалась суровее. Землю близ Оки купить у местных землевладельцев не удалось. Пришлось приобрести заброшенную усадьбу помещицы Саблуковой, которая Поленова не впечатлила. Уговоры бёховских крестьян продать землю продолжились. Сметливые мужики согласились только тогда, когда Поленов предложил обменять их бедные песчаные земли на имеющиеся у художника пахотные, при чем в два раза обширнее. Поэтому несколько смешно читать, как те же мужики, одурачившие «доброго барина» просили помочь в устройстве церкви. Но Поленов был человек незлобивый, любивший родину и русский народ, к тому же глубоко верующий. Помимо церкви, он построил за свой счет еще и две школы в селах Бёхово и Страхово. Занимался с местными ребятами устройством народного театра. Его жену, Наталью Васильевну, крестьяне с теплом называли «Поленихой», при любой беде находя у нее помощь и поддержку. Одним словом, владельцы усадьбы, род которых уходил к известным фамилиям Воейковых, Львовых, Поленовых, был отличным примером истинной интеллигенции России, которая не прожигала жизнь в Париже за счет народа, а сама помогала народу, созидала и творила добро, преображала своим трудом отечественную культуру.

А вот как писал Василий Дмитриевич о Православной Церкви: «Наша Церковь, которая признает и живопись, и музыку, и поэзию, наряду с Домом молитвы уже есть Храм искусства, и это ее огромная сила и значение, как в прошедшем, так и в настоящем и будущем». Нельзя в этом не согласится с Василием Дмитриевичем. Именно архитектура на протяжении тысячелетий была главным видом искусства в мире. Архитектура выражала самое важное той или иной цивилизации: чувство прекрасного, восприятие окружающего пространства, мировоззрение и стремление к идеалу. Не стала исключением и русская цивилизация, символом которой уже сотни лет является Православный храм. Осознавая эту глобальную бытийную задачу любого человека искусства, Поленов вложил в храм всю свою душу.

Троицкий храм в Бёхово, построенный по проекту В.Д. Поленова. Фото автора.
Троицкий храм в Бёхово, построенный по проекту В.Д. Поленова. Фото автора.

Конец 19-го и начало 20-го века для нашего искусства было чрезвычайно плодотворным временем. Лучшими умами России того времени были выработаны весьма удачные идеи, давшие начало новому уникальному национальному направлению искусства – русскому модерну. Важной особенностью этого направления был поиск своей национальной идентичности и неповторимости, которая основывалась на христианской культуре. Безошибочно был найден главный источник вдохновения – древнерусская христианская культура. Новая эстетика не противоречила этике, а наоборот, подчеркивала христианское начало, что ярко выразилось в применении модерна в религиозной архитектуре. Василий Дмитриевич оказался активным участником этого нового направления искусства и не только как художник (написавший всем известные пейзажи и цикл «Из жизни Христа»), но и композитор (создал музыкальные духовные произведения – Всенощную и Литургию) и, конечно, как архитектор.

Троицкий храм в Бёхово. Фото автора.
Троицкий храм в Бёхово. Фото автора.

Троицкий храм в Бёхово, построенный в 1904-06 годах, стал для художника вовсе не первым подобным проектом. Задолго до этого, являясь членом абрамцевского кружка, Поленов, со своей сестрой Еленой Дмитриевной и женой Натальей Васильевной, принимали активное участие в создании Спасской церкви в усадьбе Абрамцево Саввы Мамонтова, которая была построена в 1881 году. Именно эта уникальная церковь считается первым храмом, выполненном в стиле русского модерна. Автором этого чуда стал Виктор Васнецов. Но первым проект храма в Абрамцево предложил Поленов, который за образец взял полюбившийся ему новгородский храм 12 века Спаса на Нередице. Однако, тогда от него отказались – образ не вписывался в общий ландшафт усадьбы Мамонтова. Проект не был завершен. И все же идея постройки своего собственного храма никогда не покидала Поленова. Поэтому он так охотно принял предложение построить церковь в Бёхово.

#усадьба

#русская живопись

#православие