Найти в Дзене
Сокровища барахолки

«Колбасные выезды» в столицу – в советские годы я в них пару раз участвовал, а сейчас вспомнить о них неловко

«А помнишь, как мы в Москву за колбасой ездили?», - вспоминали мы со старым товарищем свою бурную советскую молодость, попивая чай с вафлями «Артек» на кухне. А когда друг ушел, ко мне подошел внук и удивленно спросил: «А у вас что, колбасу не продавали?». Как же хорошо, что у современных детей и молодежи все есть, и они не знают, что такое «колбасные выезды».

Чаще всего в Москву за покупками отправлялись на поездах и электричках.
Чаще всего в Москву за покупками отправлялись на поездах и электричках.

А я вот застал времена, когда люди ездили отовариваться в Москву, и даже пару раз сам катался. Дело в том, что наш город относился ко второй категории снабжения продовольствием. Я бы не сказал, что в магазинах было пусто, и что мы голодали.

Нет, какой-то необходимый минимум всегда был в наличии. Но о каких-то гастрономических изысках можно было не мечтать. Даже с той же пресловутой колбасой не все было гладко. Когда ее «выбрасывали», в гастрономе случался настоящий аншлаг, а очередь стояла аж на улице.

Когда я слышу, как люди возмущаются, что «Москва - не Россия», я понимаю, что в этом плане мало что изменилось. Столице была присвоена особая категория снабжения, поэтому там было буквально все - колбаса вареная и копченая, сыры твердые и плавленные, мясо, рыба, масло, икра, фрукты... Одним словом все, чего душа пожелает. И не только продукты. Всякие заграничные дефициты также «выбрасывали» регулярно.

Кадр из фильма «Служебный роман», режиссер Эльдар Рязанов, Мосфильм, 1977 год.
Кадр из фильма «Служебный роман», режиссер Эльдар Рязанов, Мосфильм, 1977 год.

Вот и тянулись люди на поездах да электричках (которые прозвали «колбасными) в столицу, чтобы разнообразить рацион и удовлетворить гастрономические прихоти. Ездили, как правило, на выходных. Но максимальный ажиотаж наблюдался перед праздниками.

Наши соседи, например, целый год копили деньги на такое «путешествие». Жили на зарплату жены, а мужнину получку откладывали, чтобы перед Новым годом привезти из столицы всяких разносолов, шампанского и обязательно мандаринов с бананами. А еще детям разные подарки.

А у нас на предприятии раз в месяц организовывались «колбасные выезды». Нет, официально это, конечно же, оформлялось как культурный досуг трудящихся. На профсоюзные средства выделялся автобус, который вез народ посмотреть Красную площадь, ВДНХ, Третьяковку и другие достопримечательности столицы.

Растворимый кофе и сыр были ещё одной желанной добычей в поездках за продуктами в Москву.
Растворимый кофе и сыр были ещё одной желанной добычей в поездках за продуктами в Москву.

Но, конечно же, никто никакие достопримечательности не смотрел. За несколько часов нужно было оббежать как можно больше магазинов, чтобы вернуться домой с полными сумками.

Вообще-то я немного скептически относился к таким поездкам, но однажды жена настояла, и я записался на «экскурсию в Москву». В глубине души я надеялся, что все-таки хоть одним глазком смогу посмотреть на достопримечательности, но отстояв часовую очередь в первом магазине, потерял всякую надежду. Ведь жена вручила мне довольно внушительный список продуктов, которые нужно было купить к юбилею любимой тещи.

Но, вернувшись в автобус, я понял, что мой список был еще скромным. С нами ехала сотрудница отдела кадров Анжела Игоревна, которая на днях должна была выдать замуж дочь. Я не представляю, как эта хрупкая миниатюрная женщина смогла донести столько тяжеленных сумок - чего не сделаешь для любимого ребенка.

Посещение ГУМа и ЦУМа было обязательным во время «гастрономических туров» в столицу.
Посещение ГУМа и ЦУМа было обязательным во время «гастрономических туров» в столицу.

Всю обратную дорогу мы наслаждались ароматом копченой колбасы и слушали звон бутылок шампанского, которые предназначались для свадебного банкета.

Потом я еще раз записывался в такую поездку, но уже не за колбасой, а за обоями для спальни. Но, мысленно возвращаясь в тем времена, я испытываю какую-то неловкость. Даже не знаю, как описать свои чувства. Это было как-то унизительно что ли. Ведь жили в одной стране, трудились для ее блага, а такая разница в снабжении.

А еще недовольные взгляды и фырканья москвичей били по самолюбию. Хотя, тогда я, наверное, не придавал этому значению.

А к какой категории снабжения относился ваш город? Вы ездили в Москву за покупками?