Найти тему
Цитадель адеквата

Странная диспропорция в числе видов животных

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам

Заглавная картинка представляет собой схему, на которой численность видов разных типов животных и растений отражается относительной площадью их территории. Предсказуемо, членистоногие доминируют, занимая более половины. Ибо они, как говорят, истинные хозяева Земли. Что бы человек о себе не представлял, суммарная масса насекомых на суше втрое больше массы позвоночных. Но это предельно банально, и речь о другом пойдёт.

...Итак. Насекомых второе больше по массе. То есть, — в жалких три раза. При этом, число их видов, считая лишь виды описанные — более миллиона (полное же неизвестно и может колебаться от 2 до 8 миллионов). Как следствие, прочие членистоногие в статистику уже ничего не добавляют. Хелицеровых известно 115 тысяч видов, а ракообразных 70 тысяч. Млекопитающих же только 6400 видов. Вот она, диспропорция о которой шла речь. Членистоногих, конечно, много, но не пропорционально их биологической значимости. Да и в их ряду показатели насекомых, даже взятые по минимуму, смотрятся странно.

Ну, что касается внутренней статистики членистоногих, пауками можно пренебречь. Перевес более продвинутых насекомых закономерен. Есть же и совсем упадочные, вымирающие классы со смешным количеством видов. А грандиозный перевес над ракообразными… не так уж грандиозен, учитывая, что жуки держат сушу, а раки — море. На суше условия несравненно разнообразнее, расселяться же сложнее, чем в объединённых в мировой океан водах. Здесь разница, скорее, закономерна.

Сравнивать, таким образом, можно общее количество видов членистоногих и хордовых в равных условиях. Что даёт — на суше (пусть) 2 миллиона видов против 30 тысяч видов. Отражает же эта семидесятикратная разница отличия… внезапно, в поведении. Если не исключительно, то в первую очередь в нём.

И членистоногие, и позвоночные приспосабливаются с помощью физических изменений, — здесь шансы равны. Но в случае насекомых поведение также запрограммировано физически, — в виде инстинктов, уже прошитых в структуре нейронов. Каждым условиям соответствует особая программа, — другая приведёт к гибели.

С другой стороны, поведение позвоночных в большей или меньшей мере диктуется анализом ситуации и приобретённым опытом. Что на порядок или два — в зависимости от развития указанных техник — расширяет спектр условий, в которых вид может выжить. То есть, для позвоночных «разных условий» на планете качественно меньше, а значит, меньше требуется и видов.

...Вывод можно проверить. В море количество видов ракообразных и рыб (а рыбы ещё не мыслят и не имеют указанных преимуществ) вполне сравнимо — десятки тысяч. При этом, интеллектуалов мало и в океане: китообразных 90 видов, головоногих 800 видов. Больше не требуется.