Весь мировой бизнес переживает в последние годы серьезные изменения в практически всех сферах. На успешное развитие и жизнеспособность могут рассчитывать только те компании, которые умеют сочетать в своей работе три центральных компонента:
- владение передовыми бизнес-технологиями,
- владение как минимум базовыми компетенциями в цифровизации бизнес-процессов (как минимум - качественное присутствие компании в сети Интернет)
- широкий спектр жёстких и мягких навыков (hard and soft skills) у подавляющего большинства сотрудников.
Инвестиции в повышение квалификации и самообразование являются поэтому решающими факторами успеха сотрудника и компании в эпоху роста глобальной конкуренции и инновационного давления. О постоянном развитии компетенций должен заботиться каждый служащий самостоятельно, но также и его работодатель.
Какие навыки и компетенции персонала следует оценивать при приеме на работу и ценить при повышении в должности в первую очередь?
Работа с информацией и способность к анализу данных
Как минимум для сотрудников среднего (начиная даже уже с ассистентов проектов) и высшего звена необходимо уметь анализировать и отделять главное от второстепенного, существенное от несущественного. Сотрудники, обладающие аналитическим и системным мышлением, способны всегда находить наиболее оптимальные решения всех бизнес-задач.
Толерантность к неоднозначности
Эта способность описывает степень, с которой сотрудники в состоянии спокойно выносить противоречивость, неоднозначность и непредсказуемость бизнес-процессов и не реагировать на них агрессивно или депрессивно. Эта способность особенно важна и ценится во времена больших перемен.
Способность к самоорганизации (selfmanagement)
Если по-простому, то это способность сотрудника говорить себе "я должен...", "завтра мне необходимо...", "я не должен...", "мне нельзя..." и т.п., то есть управлять собой, структурировать самостоятельно свою работу, свой рабочий график, в том числе и в согласовании с графиками других коллег и всей команды. Сотрудники в состоянии эффективно и слаженно работать без понуканий и тотального контроля из вне, а в силу собственной мотивации, самоконтроля и самокоординации. Именно удалёнка особенным образом выявила важность этого навыка.
Личная инициатива и ответственность
Сотрудники, которые способны самостоятельно выполнять задачи, ставить себе цели, мотивировать себя, отвечать за все этапы и результаты своей деятельности, а также вести за собой других членов команды - настоящий клад для любой компании. Не нужно думать, что инициативность и ответственность - это сугубо черты характера, независящие от внешних факторов. Их нужно целенаправленно развивать и поддерживать. Они возможны только там, где в компании существует культура доверия, коллегиальности и обратной связи.
Навыки профессиональной коммуникации
В современных условиях, когда постоянно расширяются и трансформируются форматы взаимодействия между коллегами ( том числе и в виртуальном пространстве, например, вследствие перехода на удалёнку или взаимодействия с коллегами из других стран и культур), от сотрудников требуется умение вести диалог, выражать свои мысли понятным языком (+ на иностранном языке), давать обратную связь, структурировать сложные вопросы, а также аргументировать взвешенно и убедительно. Этому нужно обязательно учиться. Есть коммуникативные методы (например, метод Томаса Гордона "активное слушание" и метод Шульца фот Туна "четыре уха"), которые нужно знать и обязательно применять в профессиональной деятельности.
Способность выдерживать и разрешать конфликтные ситуации
Без конфликтов представить себе офисную жизнь практически невозможно. Они возникают там, где есть разные мнения, опыт, установки, взгляды, культура. Конфликты имеют право на существование. Главное - адекватность и полезность конфликта. Ведет он к развитию или к разрушению? Особенно во времена перемен важно иметь сотрудников, которые умеют конструктивно выходить из конфликтных ситуаций. Даже темпераментным сотрудникам можно дать в руки инструменты, которые помогут им всегда направлять их энергию к мирное русло.
Умение работать в команде
Этот старый как мир навык означает способность конструктивно использовать свои умения и знания для достижения общих целей, способность работать и решать задачи вместе с другими, а также брать на себя совместную ответственность за работу всего коллектива. Сотрудники, которые не умеют сотрудничать, очень быстро становятся для других настоящим балластом.
Желание и способность постоянно учиться новому
Мир меняется слишком быстро, и надо уметь подстраиваться и перестраиваться. Поэтому компетенции сотрудников постоянно должны расти и расширяться. Особенно это касается цифровизации бизнеса. О развитии этого спектра навыков должен заботиться как сам офисный сотрудник (например, минимум базово овладевать офисными программами, основами кодирования, программирования, копирайтинга, обработки фотографий и т.п.), так и его работодатель.
Внутренняя психологическая устойчивость
Когда ситуация, связанная с глобальными или локальными переменами (например, смена руководства, ре-локация и т.п.), становится невыносимой, возникает потребность в устойчивости. Это психологическая устойчивость, которая позволяет сотрудникам в условиях кризиса и перемен успешно преодолевать сложные условия и новые вызовы. Устойчивость также помогает лучше справляться с личными неудачами и оставаться на высоком уровне практически в любой жизненной и профессиональной ситуации.
Готовность к переменам
Любопытство, оптимизм, стремление к новым знаниям и удовольствие от процесса поиска новых и нестандартных решений являются основными предпосылками готовности сотрудника ко встрече с переменам. Люди с таким отношением с большей вероятностью ожидают от будущего позитивных событий и хорошего исхода. Оптимизм помогает лучше справляться со стрессом, вызванным изменениями. Кроме того, спонтанность, терпимость к разочарованиям и непредсказуемости будущего способствуют умению принимать и достойно переживать изменения. Такие сотрудники понимают и принимают тот факт, что проблемы не решаются быстро, а успехи не видны сразу. Если таких сотрудников у вас в команде большинство, она с успехом справится с любыми непредвиденными событиями.
Современный идеальный офисный сотрудник должен обладать 100%ным набором данных характеристик. В этом случае ему открываются все возможности для перманентного карьерного роста.
С другой стороны, работодателям нужно строго следить за тем, чтобы сотрудники, которые не обладают хотя бы необходимым минимумом данных навыков, не имели возможностей для руководства другими людьми и процессами, чтобы не вредить деятельности компании. Да, кому-то хочется наградить бестолкового "приближенного" или "любимчика" и дать ему возможность покомандовать. Если вы руководитель, то не ведитесь на это искушение, не ставьте ваши проекты под угрозу. Если уж никак не можете не потрафить любимчику, просто откупитесь от него маленькой премией. Это вам обойдется гораздо дешевле.
А Вы/Ваше руководство в курсе, что эти навыки нужно учитывать при приеме сотрудников на работу и при их поощрении в процессе?
Было полезно? Ставьте ЛАЙК! И до новых встреч в рамках ПОДПИСКИ!