Найти тему
Другие места

"Это моя первая мечеть" и ещё 7 действительно интересных фактов о мечети Кул-Шариф в Казанском Кремле

Прошлой осенью я был в Азербайджане, снимал в своём родном Сумгаите прямой эфир для Дзена, и когда уже закончил, ко мне подошёл молодой парень и попытался что-то спросить, о чём-то поговорить. Я не знаю азербайджанского, а он не говорит ни по-русски, ни по-английски. Мы кое-как обменялись телефонами и договорились списаться вечером через мессенджер, пользуясь переводчиком.

Вечером выяснилось, что он переживал, не попал ли он случайно в моё видео. Он называл это «фотофобией», в том смысле, что не хотел быть запечатлённым на фото или видео. Я прислал ему ссылку на видео (https://dzen.ru/video/watch/615eff27d78acc654162861c) и таким образом убедил, что его там нет.

А позже я узнал, что у некоторых мусульман существует религиозный запрет на их фото- и видеосъёмку. Возможно, это был именно такой случай, а «фотофобия» – это просто чтобы мне, кафиру, было проще понять.

И вот прошёл год, я в Казани, в первый раз в жизни захожу в мечеть и вижу в главном зале огороженную комнатку со стеклянными стенами. Внутри сидит юноша и сосредоточенно читает вслух страницы большой красивой книги. Его слова, усиленные динамиками, заполняют всё пространство мечети, но не гремят, а звучат спокойно и размеренно.

Очень хочется снять видео или хотя бы сделать фото, но я вспоминаю того сумгаитского парня и понимаю, что делать этого категорически нельзя. К счастью, всё остальное в казанской мечети Кул-Шариф фотографировать было можно, ведь это не только религиозный, но и туристический объект, одно из главных зданий Казанского Кремля.

Мечеть Кул-Шариф в Казани
Мечеть Кул-Шариф в Казани

7 интересных фактов о мечети Кул-Шариф

Первый факт, интересный только для меня, я уже указал в заголовке: Кул-Шариф – это первая мечеть, в которой я побывал. Но есть и ещё 7 по-настоящему интересных фактов.

1. Большая

Мечеть – это самый крупный объект, построенный к 1000-летию Казани. Юбилей отмечали в 2005 году. Но Кул-Шариф – это не одна мечеть, а комплекс из трёх частей: мечети, административного здания и памятного камня.

2. Вместительная

Внутри мечети может поместиться 1500 человек, и еще 10000 – на площади рядом с ней.

3. Кто такой Кул-Шариф

Мечеть названа в честь реально существовавшего в 16 веке человека Кул Шарифа – воина, поэта, политического и религиозного деятеля, героя татарского народа, прямого потомка пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха). Он погиб во время взятия Казани в 1552 году.

4. Казанская шапка

Купол мечети сделан по образцу так называемой «Казанской шапки» – шапки-короны, которую раньше носили казанские ханы. По тому же образцу сделаны купола московского собора Василия Блаженного, ведь он построен в честь взятия Казани.

-3

5. Краснодар и Челябинск

Все двери сделаны из краснодарского дуба. Для внутренней облицовки использовался мрамор из Челябинской области.

6. Максимальная точность

Мечеть максимально точно ориентирована на Мекку. В этом архитекторам помогли астрономы из Казанского государственного университета

7. Крутая лестница

Здание мечети имеет 5 этажей. По узкой крутой лестнице можно подняться на балкон и рассмотреть вблизи огромную люстру из чешского стекла весом 2,5 тонны. А на цокольном этаже располагается Музей ислама, гардероб, помещение для омовений.

Резюме

Я был в Казани дождливым осенним днём, а интерьер мечети более выигрышно смотрится при ярком солнечном свете. Зато я увидел мечеть при ночной подсветке. И на мой взгляд, в отличии от интерьера, экстерьер лучше смотрится именно ночью.

-6

Художественная подсветка создаёт ощущение настоящей восточной сказки, и в голове сама собой начинает играть песня из Аладдина: «Арабская ночь, волшебный восток. Здесь чары и месть, отвага и честь, дворцы и песок». Только вместо песка – лужи, в которых немногочисленные туристы пытаются поймать отражение великолепной мечети Кул-Шариф.

-7