Сколь не парадоксально звучит фраза, что безопасность движения зависит в первую очередь от тормозов, от этого ни куда не денешься. Конечно для обеспечения безопасности существуют много факторов и умение локомотивной бригады, и надежность локомотива и погодные условия и т. д. Но тормоза это 60 - 70 процентов обеспечения этой самой безопасности. Для её обеспечения придумали пневматические (воздушные) тормоза, а первый тормоз был предложен аж в 1869 году Вестингаузом. тормоза в поездах были и до этого, но управляли ими по звуковому сигналу подаваемый машинистом паровоза работники, находящиеся на тормозных площадках каждого вагона. Т. е. если поезд состоял из 20 вагонов следовательно было 20 работников (тормозильщики), которые в ручную приводили в действие тормоз вагона и также в ручную отпускали тормоза опять же по команде машиниста.
В настоящее время на пассажирских и грузовых используются пять типов тормозов:
- ручные (стояночные) тормоза, устанавливаются на всех локомотивах и пассажирских вагонах, на грузовых вагонах примерно 10% от общего парка. - пневматические тормоза, на всём подвижном составе. Основной вид тормоза. - электропневматические тормоза, устанавливается на всём пассажирском парке. - электрический тормоз, устанавливается тяговом подвижном составе, на котором привод колесных пар производится с помощью электродвигателей.
- магниторельсовый тормоз, устанавливается на высокоскоростном подвижном составе.
Применение последних трех видов тормоза, где используется электрическая энергия, произошло из-за того, что скорость срабатывания основного вида тормоза (воздушного) довольно низка порядка 280 м/с. Поэтому команда на торможение в хвост поезда приходит с опозданием, когда тормоза в голове поезда уже начинают действовать, а в хвосте ещё нет. Это приводит к реакции в поезде в плоть до обрыва в грузовых поездах, а в пассажирских к не комфортности пассажиров.
О работе выше приведённых тормозов в следующих статьях.
Всем спасибо.