К посту выше — личный опыт, который будет находиться здесь потому, что канал называется «А что, так можно было?»
Можно.
Санкт-Петербург, 9.10.2022, «Новая Голландия» устроила концерт-обсуждение музыки Арво Пярта и моей любимой Настасьи Хрущевой. С участием самой Настасьи Хрущевой.
Обсуждение вела музыковед Е.В., которая (как и велит ее бэкграунд) организовала обсуждение звучащей в концерте музыки в академически-аналитическом ключе.
Возможно, потому что анализировать минимализм — занятие, как мне кажется, изначально провальное, публика реагировала вяло, и обсуждение превратилось в обмен штампами.
После фразы очередного выступающего о том, как здорово, что «все мы здесь сегодня собрались и что-то такое великое чувствуем от восприятия прекрасной классической музыки», не выдержал молодой пианист Алексей Боловлёнков, который взял микрофон и сказал:
— А вы не чувствуете, как происходящее всё глубже засасывает нас всех вместе в кринж? В настоящую ванну кринжа?
После этого дискуссия продолжаться далее не могла, и был объявлен ее конец.
Я подошел к Алексею, который сидел вместе с Настасьей недалеко от меня в зале, и сказал ему, что я очень сильно с ним согласен про кринж. А также вспомнил, как классно он играл Баха в спектакле театра «Организмы» по Сорокину.
— Вы что, за нами следите!? — пошутил он.
— Выходит, что так.
(А про себя подумал: я не просто слежу — я вас преследую!)
Пользуясь случаем, обратился к Настасье:
— Помните, когда вас спросили, звучит ли у вас в голове ваша музыка, вы ответили, что нет, не звучит? Я знаю, почему это так. Это потому, что ваша музыка теперь звучит в голове у меня.
— То есть, вы ее у меня украли?
— Да, сначала вы ее украли у других композиторов [прим. - это не оскорбление, а один из принципов метамодернизма, декларируемых Хрущевой], а теперь я у вас. И я знаю еще очень многих людей, которые с тех пор, как услышали вашу музыку, хотят слушать только её. Она звучит и у них.
И ещё — мне давно очень любопытен один вопрос, и мне некому кроме вас его задать.
— Задавайте.
— Первые ваши произведения, которые я услышал, это «Медленно и неправильно» и стёбные «Танцы седой лисички». И для меня это всё — Юрий Ханин. Сознательно ли вы это делаете? И в музыке, и в том, как вы называете свои произведения?
— (оживленно) Да, конечно, это именно продолжение его линии, Ханин — Ханон! В Питере обязательно должен быть такой элемент. Хотя, он же, вроде бы, сейчас в Москве живет? Вот он недавно дал интервью, и это тоже был кринж. Не надо было этого делать! [прим. - разрушается миф]. А мы с вами, получается, на одной волне. Так сказать, в одной ванне (смеётся).
И вот в такой ванне мне очень лестно и спокойно плыть дальше по этому морю кринжа.
P.S. Заинтересовавшимся музыкой рекомендую две ссылки:
• Настасья Хрущева, «Книга печали и радости»
• Интервью Татьяне Элькиной: театр «ТРУ», самоподжог, аффект в музыке