Приветствую. Окончание Второй Мировой войны стало одной из отправных точек в процессе развития авиационной промышленности. Совершенствование техники тогда шло необычайно высокими темпами, сразу по нескольким основным направлениям. В первую очередь это касалось силовых установок, специального оборудования и общих технологических процессов постройки самолетов. Вторая половина сороковых годов стала своеобразным переломным моментом, когда на смену машинам военных лет, начали поступать изделия принципиально иного типа. Естественно, что в каждой стране придерживались своих специфик реализации тех или иных проектов, однако их общие тенденции оставались схожими. Традиционно военной авиации уделялось тогда гораздо больше внимания, а классу истребителей в частности. Как показала практика боевых действий, именно завоевание превосходства в воздухе, являлось первостепенной боевой задачей. Поэтому постоянно требовалось получать самолеты с максимально возможными (но при этом оптимально подобранными) летно-техническими характеристиками.
Что же касается Соединенных Штатов Америки, то их авиационная промышленность на тот момент времени являлась одной из самых передовых в мире. Хотя и у них возникали определенные сложности, но практически все они быстро решались в кооперации со своими союзниками (к примеру первоначальная закупка английских турбореактивных двигателей). Стоит отметить и тот факт, что вопрос финансирования у американцев всегда играл весомую роль. Окончание войны, так или иначе, привело к сворачиванию некоторых программ и урезанию расходов (хотя это прежде всего сказалась на вопросах избыточного серийного производства). Поэтому уровень конкуренции между самолетостроительными компаниями лишь возрастал. Да и задачи перед ними теперь ставились гораздо более амбициозные. В целом же, основная американская специфика заключалась в параллельной разработке машин как для нужд Военно-воздушных сил, так и в интересах Военно-морского флота. Ко всему этому накладывалась тенденция дальнейшего разделения истребителей в зависимости от решаемых боевых задач. Необходимо было создать легкий фронтовой истребитель классического типа, тяжелую универсальную машину, палубный истребитель, а также специализированный истребитель-перехватчик. Все это требовало проведения большого объема исследовательских работ, направленных на формирование облика будущих самолетов. К примеру это высокое расположение оперения, применение схемы шасси с носовой стойкой, обязательная герметизация кабины, применение тонких профилей крыла и т.д. Также прорабатывались вопросы оптимальной компоновки этих машин, состав вооружения и специального оборудования, набор функциональных систем. В перспективе необходимо было изучить и внедрить стреловидный тип крыла с мощной механизацией. При этом активно учитывался богатый опыт полученный в ходе боевых действий при эксплуатации классических поршневых машин и самых первых реактивных истребителей (в том числе и трофейных немецких изделий). Первый серийный американский реактивный истребитель Bell P-59 Airacomet (Ссылка на статью), непосредственно в боевых действиях не использовался, а применялся только в учебных целях. Стоит отметить, что по некоторым значимым позициям американские изделия вышли в явные мировые лидеры. К примеру это то, что касалось специального оборудования (в частности радиооборудования) и отдельных бортовых систем. Традиционно США имели более развитую технологическую базу и они продолжали пользоваться своим преимуществом. На практике нам удалось в этом убедиться, еще при изучении поставок машин по Ленд-лизу, а также в ходе реализации программы по созданию бомбардировщика Ту-4. Также американцы проводили и ряд исследований направленных на изучение тех физических процессов, которые возникали при достижении околозвуковых и сверхзвуковых скоростей полета. Для этих целей осуществлялась постройка специализированных испытательных стендов, новых аэродинамических труб, а также экспериментальных летающих лабораторий. Создавались и изучались различные типы силовых установок. К примеру ЖРД типа Reaction Motors XLR-11-RM-6 испытывали на таком экспериментальном самолете как Bell X-1.
Для справки. Экспериментальный самолет Bell X-1. Разработан в середине сороковых годов американской компанией Bell Aircraft. Был построен в нескольких экземплярах для проведения различных испытаний, в том числе и для достижения скорости звука. Конструктивно представлял собой цельнометаллический среднеплан с трехопорным шасси и однокилевым оперением. Фюзеляж самолета имел вытянутую пулеобразную форму. В качестве силовой установки применялся ЖРД типа XLR-11-RM-6.
В течении нескольких лет были разработаны и испытаны машины нескольких основных классов. Это одномоторные истребители с турбореактивными типами двигателей (как с осевыми, так и центробежными компрессорами), двухмоторные истребители, самолеты с ЖРД и с комбинированными силовыми установками. А некоторые самолеты все еще оснащались традиционными поршневыми двигателями, которые к тому времени достигли своего совершенства. Постепенно приходило понимание какие из направлений на данный момент являются действительно перспективными, а какие тупиковыми (к примеру комбинированные силовые установки). Подобные процессы тогда шли во всех государствах с развитой авиационной промышленностью. Но основное, скажем так, противостояние, тогда развернулось именно между советскими и американскими школами самолетостроения.
Теперь что касается конкретных результатов. Из числа последних серийных поршневых машин можно было выделить дальний истребитель North American P-82 Twin Mustang с двумя двигателями жидкостного охлаждения (к примеру Allison V-1710-143/145), который выпускался ограниченной серией в нескольких модификациях, а также поздние модификации палубного истребителя Grumman F7F-3 Tigercat с двумя поршневыми двигателями воздушного охлаждения Pratt Whitney R-2800-34W Double Wasp. Эти самолеты по большей части уже рассматривались как временные варианты, до начала массового поступления изделий нового поколения. Однако, и их пришлось задействовать в ходе Корейского конфликта. Среди истребителей с турбореактивными двигателями, которые остались в числе экспериментальных, можно отметить Bell F-83, который являлся логическим развитием Bell P-59 Airacomet. Ее разработка велась с целью исправления недостатков предшественника, но завершилась неудачно. Построенные прототипы прошли весь необходимый цикл испытаний, но в 1947 программу закрыли. Основными же одномоторными реактивными истребителями тех лет стали машины семейства Lockheed F-80 Shooting Star и последовавший за ним Republic F-84 Thunderjet. Их отличала классическая схема компоновки с размещением силовой установки в задней части фюзеляжа (но с разным типом воздухозаборника), прямое крыло и однокилевое оперение. Оба самолета выпускались крупной серией в нескольких модификациях (в том числе учебно-тренировочный, перехватчик и т. д.). К началу пятидесятых годов на вооружение ВВС США поступает знаменитый North American F-86 Sabre. Среди палубных истребителей нового поколения можно было выделить такие самолеты как Grumman F9F Panther и McDonnell F2H Banshee. А из специализированных перехватчиков можно отметить такой истребитель как Northrop F-89 Scorpion. Постепенно мы будем готовить более конкретные обзоры в различных форматах по отмеченным ранее машинам.
Подводя итоги ко всему вышесказанному, по развитию американской истребительной авиации в рассматриваемый период, можно сделать следующие выводы:
- Был выполнен большой объем теоретических и исследовательских работ (в том числе и изучение трофейных материалов), направленных на формирование облика перспективных самолетов;
- Накапливался опыт эксплуатации самых первых и экспериментальных машин;
- В кооперации с союзниками, осуществлялась разработка новых типов силовых установок и специального оборудования;
- Началось массовое производство нескольких типов реактивных истребителей, как в интересах ВВС, так и ВМФ.
Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций.