Найти тему
Navygaming Channel

Авария субмарины/60. Столкновения случаются по разным причинам ("Волк" и др.)

Вспоминаем аварии и происшествия с отечественными подводными лодками по открытым источникам (список источников - в конце статьи). Цель - вспомнить, уточнить, сделать выводы. И не делим героев-подводников "на своих и чужих", они все подводники русского флота, которые выполняли свой долг как могли, как понимали, как умели, как верили.

Очередные происшествие, на наш взгляд, являются наглядными иллюстрациями как человеческой расхлябанности, низкого профессионализма и слабой подготовки командиров, так и влиянием случайностей, которые, возможно, также следовало предусмотреть командирам подводных лодок.

Подводная лодка "Красногвардеец" (бывшая "Леопард"), 1924 год
Подводная лодка "Красногвардеец" (бывшая "Леопард"), 1924 год

Как известно, в состав подводных сил флота Советской России достаточно время входили подводные лодки типа "Барс", построенные еще до революции. Подводная лодки «Волк» и «Леопард» были именно такими субмаринами. 16 июня 1933 года эти две подводные лодки-ветераны Балтийс­кого флота «У-1» (бывшая «Волк»), командир М.В. Лашманов и ПЛ №24 (бывшая «Леопард», 10 декабря 1932 года переименована в У-3), командир В.К. Володзько , проявили «неловкость» (так написано в документа) при отходе от пирсов своего Учебного дивизиона ПЛ. Итог "неловкости"- повреждения корпусов, к счастью не значительный.

Подводная лодка "Волк" у борта плавбазы в 1916 году
Подводная лодка "Волк" у борта плавбазы в 1916 году

Следующее происшествие случилось подводной лодкой«М-13», причем "по воле волн" в 1934 году. Отметим, что подводные лодки этой серии и так пользовались большой нелюбовью у подводников, а тут еще "такое дело". Подводная лодка «М-13» (VI серии) Морских сил Дальнего Востока, вступила в строй в июле 1934 года. В том же году, во Вла­дивостоке во время швартовки при подходе к пирсу, вы­полнив нужный маневр, лодку неожиданно развернуло вол­ной от проходящего мимо буксира. Небольшие размеры и водоизмещение не позволили лодке, двигавшейся в тот момент малым ходом, эффективно противодействовать вол­нению и «М-13» ударилась о причальную стенку. Носовая часть корпуса несколько деформировалась, но ни трещин, ни разрывов обнаружено не было. Вот как бывает- практически "на ровном месте".

Схема внешнего вида подводной лодки типа "М VI-серии"
Схема внешнего вида подводной лодки типа "М VI-серии"

И если случай с "М-13" был связан с малым ходом, но случай с «М-74» совсем наоборот. 27 января 1940 года командир подводной лодки Балтийского флота «М-74» (VI-бис се­рии) старший лейтенант Д. М. Сазонов при входе в гавань ВМБ Палдиски развил полный ход. В воротах гавани Сазо­нов увидел, что двигавшаяся впереди «М-77» совершила навал на подводную лодку «М-80» (обе Vl-бис серии), но вовремя отрабо­тать назад не успел. В итоге, его «М-74» на непогашенной инерции переднего хода врезалась в стенку пирса. Причи­ной аварии стало необоснованное увеличение хода лодки при входе в гавань, что явилось пренебрежением к элементар­ным правилам судовождения.

Подводная лодка М-74 в базе на фоне "новика"
Подводная лодка М-74 в базе на фоне "новика"

С такими "случайностями" столкнулись и субмарины Северного флота. Так, начало войны подводная лодка Северного флота «М-171» (XII серии) встретила в ремонте на судоремонтном заводе № 10 в Полярном. В свой первый боевой поход она вышла 25 июля и вернулась 2 августа. Для подго­товки к следующему походу «М-171» перевели к стенке Мурманского судоремонтного завода. На лодке необходимо было выполнить ремонт некоторых механизмов. 6 августа 1941 года во время отлива сильными порывами ветра подводную лодку левым бортом навалило на угол плавучего дока, в результате чего у корабля оказалась повреждена цистерна главного балласта № 2 этого борта. Устранение повреждений потребовало месяц ремонтных работ. Так то вроде никто не виноват - но "куда смотрел" командир, да время приливов вроде как постоянное и известное?

Подводная лодка «М-171». Сборка корабля после перевода на Северный флот, 1939 г. (по данным интернет) . По данным наших читателей -  !Демонтаж гвардейской М-171 для перевозки на Балтику!. Роста, май-июнь 1945г.
Подводная лодка «М-171». Сборка корабля после перевода на Северный флот, 1939 г. (по данным интернет) . По данным наших читателей - !Демонтаж гвардейской М-171 для перевозки на Балтику!. Роста, май-июнь 1945г.

Источники: Лисин,С. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/С.А.Лисин. - СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г. - 384 с.; Ковалёв, Э. Рыцари глубин:Хроника зари российского подплава /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2005. - 445 с.; Ковалёв, Э. Короли подплава в море червоных валетов: Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918-1941 гг. /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2006. - 428 с.; материалы сети Интернет.

Приглашаем вас на новый ресурс Navygaming -канал "История флота - история кораблей /Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s . Но доступ не для всех, по подписке, как говорит Гоблин, "для состоятельных парней", )). Мы пока не особо активно выкладываем материалы - так как он малоизвестен, появятся посетители - будет больше контента. Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает - может и помочь, кнопка ниже; впереди еще много новинок.