В одном из интервью Михаил Козаков поделился семейным преданием. В молодости его бабушка по папиной линии жила с родителями в Лубнах Полтавской губернии. Там к ней посватался бедный студент по фамилии Рабинович. Родители девушки сочли его неподходящей парой своей дочери, хотя молодые любили друг друга. Через много лет мир узнал студента под именем Шолом-Алейхема. "Ну, если бы они не отказали великому писателю, не было бы вашего покорного слуги", – смеялся актер.
Михаил Козаков появился на свет 14 октября 1934 года в Ленинграде. Его отец – писатель Михаил Эммануилович Козаков. Мама – Зоя Александровна Никитина, работала редактором. В 1937 году она была репрессирована, поскольку происходила из дворянской семьи. Срок отбывала в одиночной камере, но через год была освобождена в связи с опалой главы НКВД Ежова.
Во время войны ленинградских детей старались эвакуировать. Мишу увезли в Молотовскую область (сейчас это Пермский край). В 1945 году мирная жизнь стала восстанавливаться. Родители определили сына в Ленинградское хореографическое училище, где он учился недолгое время.
Подросток подумывал стать юристом или врачом, но потом понял, что не его. "Духу не хватило", – говорил Козаков. После школы Михаил выбрал театральное училище, хотя позже признавался, что на тот момент не имел никакого представления об актерской профессии.
В 1952 году юноша поступил в школу-студию МХАТ и уже на последнем курсе дебютировал в кино – сыграл сына главной героини в картине "Убийство на улице Данте" (1956) Михаила Ромма. 1956 год Козаков называл самым счастливым годом в своей карьере. Благодаря успешному дебюту актера заметил Николай Охлопков и пригласил на роль Гамлета в Театр имени Маяковского, а затем взял дебютанта на Шекспировский фестиваль в Канаду.
После окончания Школы-студии МХАТ Козакова зачислили в штат Театра имени Маяковского, где он проработал три года. За свою жизнь актер выходил на сцены нескольких театров, включая "Современник", Театр на Малой Бронной и "Ленком".
Поначалу карьера в театре, шла успешней, чем в кино. После дебютной роли ему, как правило, доставались красавцы-злодеи разных мастей ("Хождение по мукам", "Золотой эшелон", "Вдали от Родины", "Человек-амфибия"). Но довольно быстро Козаков стал получать роли, позволившие проявить разные грани актерского таланта. Ему оказались доступны любые образы – от угрюмого Сильвио из "Выстрела" до гротескного полковника Чеснея из "Здравствуйте, я ваша тетя!".
Михаил Михайлович стал успешным театральным режиссером, начал снимать художественные фильмы. Впрочем, он заявлял, что кинорежиссером себя не считает. "Это был театр в кино. Я никогда не снимал чистое кино, я не умею это делать", – так говорил Козаков о своих картинах. Среди них невероятно полюбившиеся зрителям "Безымянная звезда", "Визит дамы", "Покровские ворота", "Если верить Лопотухину".
Еще одной сферой приложения его режиссерского таланта стала постановка телеспектаклей. Своей любимой работой в этом формате Михаил Михайлович называл фильм-спектакль "И свет во тьме светит" (1988), поставленный по мотивам пьесы Льва Николаевича Толстого. В тот год Козаков попал в больницу. Он был в состоянии ужасной депрессии после развода с третьей женой Региной Быковой, в браке с которой прожил 18 лет. Пьеса показалась настолько автобиографичной, что режиссер тут же начал писать сценарий.
Особой творческой страстью Михаила Михайловича были стихи, которые он мастерски читал со сцены на творческих вечерах. Вместе с несколькими известными артистами он записал цикл пластинок "Страницы русской поэзии XVIII—XX вв". В конце 1980-х, когда коммерция пробилась в искусство, Козаков говорил: "Да лучше я буду читать Бродского, Лермонтова, Пушкина, Цветаеву. Ездить по городам, по весям. На нормальную жизнь хватит". Кстати, заработок от рекламы он считал более честным, чем гонорар от участия в посредственном спектакле.
В августе 1991 года Михаил Козаков получил предложение от режиссера Евгения Арье переехать в Израиль, чтобы участвовать в создании русскоязычного театра. По словам актрисы Анны Ямпольской, четвертой супруги актера, решение об отъезде и сама эмиграция дались их семье нелегко. Но другого выхода супруг не видел. "Тогда а в России была сложнейшая ситуация, люди практически перестали ходить в театр... Телефон молчал, гастроли, выступления застыли, а у нас маленький ребенок. Козаков был в панике. И не только от страха безденежья, но от ужаса, что деятельности нет..." – вспоминает она.
57-летний Михаил Михайлович выучил язык и четыре года играл роли на иврите в Тель-Авивском камерном театре. Параллельно организовал русскую антрепризу.
В 1996 году артист вернулся на Родину, а его семья осталась в Израиле. В России он стал активно сниматься в кино, собрал труппу "Русская антреприза Михаила Козакова".
В 2010 году у Михаила Михайловича обнаружили неизлечимую болезнь. Он вновь уехал в Израиль на лечение, но понимал, что едет завершать свой земной путь. Об этом он сообщил Анне Ямпольской, которая, несмотря на расставание, приняла бывшего супруга и помогала ему до последних дней. Михаила Козакова не стало 22 апреля 2011 года. Ему было 76 лет.
"...Я люблю играть. И вслед за великим Лоуренсом Оливье могу сказать, что иногда, в редкие минуты, когда я играю на сцене, я понимаю, что именно сейчас я живу. Но я был бы несчастный человек, если бы ощущал себя только артистом", – уверял Михаил Михайлович. И наверняка не лукавил, ведь для столь одаренного и невероятно интересного человека одной сферы в творчестве было бы мало.
Друзья, в 14 октября, в день рождения Михаила Козакова, вы сможете посмотреть его знаменитые режиссерские и актерские работы – "Визит дамы", "Здравствуйте, я ваша тетя!", "Покровские ворота" и "Евгения Гранде". Ссылка на программу телеканала "Мосфильм. Золотая коллекция" здесь. Читайте и другие статьи:
Спасибо за внимание, друзья! Подписывайтесь на канал, мы подготовили для вас много интересного. Коллекция "Мосфильма" огромна – яркое найдется для каждого.
#кино #михаилкозаков #биографияактера #советское кино #советскиеактеры