Найти тему

Продолжаем разговор о Москве и Москвичах

Совсем недавно безымянному скверу перед главным входом в Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина - со стороны улицы Волхонки - присвоено имя «Сквер Антоновой». Он получил название в честь многолетнего директора одного из лучших музеев страны Ирины Александровны Антоновой, посвятившей Пушкинскому музею 75 лет своей жизни.

Когда меня спрашивают, на кого ты бы хотела быть похожей, то ответ для меня очевиден – на Ирину Антонову. В ней сочетаются редкие качества: элегантность и ум, строгость и авантюризм, аристократизм и открытость.

Профессия сотрудника художественного музея требует не только глубоких знаний истории мирового искусства. Музейщик должен уметь увлечь экспозицией публику, создать тайну постижения искусства, придумать такую композицию выставки, чтобы экспонаты, в зависимости от идеи, заложенной в концепцию постоянной экспозиции, гармонично соседствовали рядом или, наоборот, вступали друг с другом в требуемый конфликт. Ирина Александровна Антонова обладала этим умением блестяще.

Мона Лиза в Москве в 1974 году: очередь на вход имела эпические масштабы Выстаивали – ночь, утро, день, — чтобы в непрерывном потоке пройти мимо картины. 10-15 секунд на общение с шедевром небольшого формата (77 х 53 см), один долгий взгляд. Приближаясь, начинали смотреть в бинокли, «впивались глазами», стараясь запомнить свои впечатления. Некоторые пытались задержаться, вцепившись в перила-ограждения, и тогда милиционер делал им замечание — поток не должен останавливаться.
Мона Лиза в Москве в 1974 году: очередь на вход имела эпические масштабы Выстаивали – ночь, утро, день, — чтобы в непрерывном потоке пройти мимо картины. 10-15 секунд на общение с шедевром небольшого формата (77 х 53 см), один долгий взгляд. Приближаясь, начинали смотреть в бинокли, «впивались глазами», стараясь запомнить свои впечатления. Некоторые пытались задержаться, вцепившись в перила-ограждения, и тогда милиционер делал им замечание — поток не должен останавливаться.

Она пошла на смелый шаг и одной из первых сломала «железный занавес», когда в Россию привезли «Джоконду» Леонардо. Смелость потребовалась, чтобы добиться разрешения на выставку, организовать потребовавший немыслимых мер безопасности показ, ведь у этого творения Леонардо увлекательная история кражи из Лувра.

-3

Тогда впервые после долгого пребывания в запасниках, усилиями директора Пушкинского музея показали миру русский авангард: Малевича, Кандинского, Филонова. Ее деятельность во многом задавала новый вектор развития музейной работы. Антонова, кстати, дружила с Шагалом. Много лет добивалась его выставки, но только в 1986-м — спустя год после его смерти — ее удалось организовать. Это была первая выставка Шагала в Москве.

Ирина Александровна не боялась иметь собственное мнение и умела его отстаивать.

Все эти черты характера сформировались в молодости. Ирина Антонова коренная Москвичка, родилась 20 марта 1922 года. Рассказать о жизни этой удивительной женщины коротко невозможно, вот лишь некоторые штрихи.

С 1930 по 1933 годы жила с отцом и младшей сестрой Галиной в Берлине, куда отца направили на работу в торговое представительство СССР в Германии. За это время она изучила немецкий язык и прочла в оригинале Гёте, Гейне, Шиллера. Кроме того, Ирина Александровна свободно владела французским и итальянским языками, а также немного английским. В 1940 году поступила на искусствоведческое отделение филологического факультета Московского института философии, литературы и истории. С декабря 1941 года, после вхождения МИФЛИ в состав МГУ, стала студенткой филологического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

В начале Великой Отечественной войны окончила курсы медицинских сестёр, с весны 1942 года в звании младшего сержанта медицинской службы работала в госпитале на Красной Пресне, а потом до конца войны — в госпитале на Бауманской улице. Работала медсестрой на операциях в основном по ночам и рано утром, а днём училась в МГУ.

Ее жизненное кредо – постигать мир через феномен искусства.

«Самое поразительное в искусстве — возможность по‑новому взглянуть на вещи, которые, казалось бы, хорошо знаешь. Великие произведения вечны, вы всегда будете открывать их заново. Этот феномен Андре Мальро называл «непредвиденным бытием».

Ирина Александровна воспитала множество искусствоведов и просто хороших людей. Она учила любить жизнь и быть всегда целеустремленной. Никогда не останавливалась на достигнутом. Водила машину до 98-летнего возраста и была самой элегантной женщиной в нашей стране.

Как пророчески звучат ее последние слова: «Знаете, с чем я ухожу на тот свет и что меня огорчает? Ужасное несовершенство человека. Он способен на все: закрыть своим телом амбразуру, совершить невероятное открытие, забраться куда угодно. А добра в нем мало»

Ирина Мурзак

филолог, литературовед, театровед

доцент Департамента СКД и Сценических искусств ИКИ МГПУ