Найти тему
Отечество

Танковый рывок на Берлин в апреле 1945: юнкерсы падали под огнём Т-34, королевские тигры стали решетом под ударом из засады

61-я гвардейская танковая бригада стремительно шла на Берлин. Немцы не успевали выставить заслоны.

Единственное, что мог противопоставить противник танкистам 10-го танкового корпуса, это засады. Как правило, это были пулемёты и фаустпатроны.

И то, танки не попадали в эти засады. У них была задача не ввязываться в бои по захвату городов, а обходить, следуя на Берлин.

В итоге засады атаковали только тыловые подразделения.

А сами танки шли лесными дорогами, выдвигая перед собой разведывательные заслоны. Те сообщали о наличии противника и если по оценкам командиров, ожидалось сильное сопротивление, такие узлы обороны обходили.

19 апреля наши танкисты из 61-й бригады утром ворвались в деревню Кансдорф. Из неё никто не успел выехать, так стремительно атаковали наши.

Комбригу Зайцеву доложили, что нашли бургомистра Кансдорфа. Тот с утра пришёл на работу, а вслед за ним появились и русские танки.

Во время допроса чиновника зазвонил телефон. Трубку взял переводчик, который услышал, что спрашивают бургомистра из города Люккау, находившегося неподалёку. Интересовались утренней стрельбой в деревне, услышали они, кто то палил из автоматов.

Бургомистру сказали, чтобы о наших танках ни слова не сказал. Тот кивнул и ответил, что у них всё спокойно, а стреляли парни из фольксштурма, на учениях. Русских не видать.

Наши двинулись к Люккау.

Разведчики провели поиск и доложили комбригу, что в этом городе есть пехотная часть и порядка пятнадцати тяжёлых танков.

Наши танкисты заняли оборонительные рубежи на окраине леса возле Кансдорфа, ожидая команды от командира корпуса. Обходить Люккау было долго, поэтому надо было думать, штурмовать его или нет.

Но за них всё решили немцы.

Всё таки узнав о появлении русских танков, те с утра пошли в атаку. Комбриг Зайцев, находясь в передовых порядках, насчитал одиннадцать танков.

Когда те подошли ближе, стало ясно, что это королевские тигры. Их подпустили на расстояние примерно метров пятьсот.

Потом была команда открыть огонь. По немцам лупили прямой наводкой и танкисты и самоходчики. Стрельба шла беглая.

Противопоставить шквальному огню наших немцы смогли лишь несколько выстрелов из своих тигров, но вскоре все вражеские машины были буквально разорваны.

Самоходные пушки били с такой силой, что легко пробивали насквозь королевские тигры. А немецкая пехота бежала, даже не приняв бой.

После Люккау 61-я гвардейская бригада быстро пошла в сторону Берлина, впереди двигалась разведка.

На пути попался город Луккенвальде. Но от командира корпуса поступил приказ обойти его, так как на это город уже направили танкистов и мотострелков.

Приказ был взять город Вольтерсдорф.

Бригада обошла Луккенвальде и танки помчались вперёд. И тут, на перекрёстке наши вдруг увидели большую колонну пеших.

Встреча была неожиданной для всех. Оказалось, что немцы эвакуировали наших пленных из Луккенвальде. Всего там было порядка четырёхсот человек.

Охрана просто оцепенела. А пленные не теряли времени, набросились на конвоиров и обезоружили их.

Гвардейцы рвались дальше и на подходе к месту назначения вдруг перед ними открылся немецкий аэродром.

Головной танковый дозор обнаружил его с расстояния примерно в полтора километра. В это время с аэродрома начал взлетать юнкерс.

И тут командир дозора приказал открыть по нему огонь. Буквально вторым выстрелом юнкерс был сбит и взорвался в воздухе.

Остальные самолёты взлететь не успели. А бригада пошла дальше, на Берлин.