Все описанные события и персонажи вымышлены. Любые сходства с реальными событиями случайны.
Рано утром, когда за окнами только занимался рассвет, Сергей и Седой снова сидели в кабинете заместителя начальника Комитета Азербайджана.
- У нас появилась информация, что около двухсот вооруженных боевиков собираются в Доме культуры завода имени Шмидта. Это практически центр города. Необходимо немедленно выдвинуться к этому объекту и прекратить антиконституционные действия. Задача, всех разоружить, зачинщиков арестовать. Мероприятие проводит группа товарища Седого и группа антитеррора, вам придаются два местных сотрудника, которые курировали это предприятие. Если нет вопросов, то выезд немедленно. Все детали обсудите по дороге, - произнес невзрачный, маленький мужчина сидящий за столом.
Сергей и Седой переглянулись, на лицах обоих было удивление.
- Командир, прям дежавю… Он все произнес как под копирку, даже слова местами не менял…
- Мы же вчера там были и никого не обнаружили, произнес Седой поднявшись.
- Ночью поступила информация, что после вашего отъезда там вновь собрались люди… Выезжайте немедленно.
Вновь переглянувшись Сергей и Седой вышли в коридор. Спустя пять минут группы разместились в автобусах и отправились во второй раз штурмовать дом культуры имени Шмидта. Автобусы мчались по уже знакомому маршруту, да и объект уже был полностью изучен, что упрощало задачу. Но вот приданного армейского спецназа не было…
- Командир, опять пустышку тянем? - Сергей посмотрел на рядом сидящего Седого.
- Ты же сам слышал: «Они точно там!».
- А может нам сразу из «Шмеля» в окно бахнуть? Чтобы собираться было негде… - произнес кто-то из парней.
Подобные предложения никогда всерьез не рассматривались, парни поддержали разговор и выдали пару шуток, про всеобъемлющую силу гранатомета и убедительность довода огнестрельного оружия, против словесных доводов… Это был обычный словесный треп.
- Командир, какое-то ощущение, что нам не случайно создают определенные условия, в которых мы будем готовы стрелять в кого угодно…
- С чего ты так решил?
- Сам подумай, все эти повторяющиеся события на грани фола, когда мы постоянно находимся в состоянии нервного напряжения. То ли нас кто-то хочет проверить на вшивость, то ли судьба… Прикинь, если бы на нашем месте были простые солдаты.
- Вот поэтому тут мы, - вздохнув произнес Седой, - Один неверный выстрел и все покатится, как снежный ком. Серега, мы в одном шаге от начала гражданской войны…
Все происходило, как и вчера. Несмотря на ранний час, двое седоволосых мужчин сидели на стареньких продавленных стульях около входа, пили чай из стеклянных стаканчиков для чая. Их глаза так же расширились и в них читалось удивление и страх от увиденных бойцов. Правда в этот раз они успели вскочить и поднять руки…
- Командир, смотри-ка, привыкают к нашим посещениям… - произнес Игорь, пробегая мимо стоящих.
В помещении дома культуры никого не оказалось, кроме неприятного мужчины лет сорока пяти, который оказался заместителем, арестованного вчера директора. Мужчина с таким же кислым, недовольным лицом.
Сразу кинулись проверить запасной выход, через который предположительно ушли в прошлый раз сепаратисты. Дверь была закрыта, но не на замок, а подперта чем-то со стороны улицы. Пока одни выбивали двери, другие парни выпрыгнув в окно выскочили на улицу. Но там уже никого не было. Во всяком случае двести человек за минуту ускользнуть в двери точно не могли.
- Командир, чего нас сюда гоняют? Кому это надо? Что за руководство такое? - сдерживая себя произнес Сергей.
Но Седой не мог ответить на заданные вопросы, молча вышел из здания и по закрытой связи связался с Комитетом.
- Прибыли на место. В Доме культуры посторонние не обнаружены, из сотрудников только заместитель директора. Признаков совершения преступления в соответствии с Уголовным кодексом Азербайджанской ССР не обнаружено. Сообщите наши дальнейшие действия.
Получив приказ ждать дальнейших указаний. Снова заняли оборону в здании, вот только теперь в Доме культуры находилось двадцать бойцов.
Седой сидел в кабинете директора и общался с замом, который отлично и даже изысканно изъяснялся на русском языке.
- Вы считаете, что все происходящее само рассосется? - начал разговор мужчина, - Если вы так считаете, то глубоко заблуждаетесь. Причины всего этого не очевидны… Это результат ошибок в национальной политике за все годы Советской власти. Посмотрите уважаемый, что события в Сумгаите, это акция, специально спланированная армянскими националистами и Москвой. С чего бы Горбачев на следующий день после погромов дал обещание делегации из Армении решить вопрос в их пользу? Ведь это он сказал «Под моим контролем пройдет маленький реверанс для Нагорного Карабаха». Это в центральных газетах написали…
- И что из этого? - Седой внимательно смотрел на мужчину.
- Смысл в том, что он поддержал одну сторону конфликта. Он как Генеральный секретарь не имел права этого делать. Чтобы маленькая тлеющая искра межнационального конфликта разгорелась, достаточно просто высказаться в пользу одной из сторон. Это равно подлить бензинчика в костер. Полыхнет так, что на расстоянии греться можно, - ухмыльнулся мужчина.
- Если бы Горбачев в тот момент этого не сказал, то митинг в Ереване на котором собралось более полумиллиона человек, снес бы все на своем пути. А так заявление Генерального секретаря успокоило митингующих и люди разошлись… - произнес Седой.
- А вы понимаете, что там… - мужчина улыбнулся, - Люди разошлись, а тут собрались… Это его заявление оторвало от этого самого Генерального секретаря, всех азербайджанцев. Такое мог сделать только человек, который знал, что произойдет дальше. Либо… - мужчина внимательно всмотрелся в лицо Седого, - Либо он полный дурак.
Седой сидя напротив земестителя директора Дома культуры, внимательно смотрел на него.
- Вы знаете, как азербайджанцев называют армяне? - продолжал замдиректора, - Они говорят «турки». А ненависть к туркам у них тянется с далеких времен. И в Карабахе их ненависть не к азербайджанцам, а к туркам.
- Но Советская власть передала земли Азербайджана, а земли-то исконно… - Седой запнулся…
- Только прошу вас, не надо занимать чью-либо сторону, - ухмыльнувшись мужчина перебил Седого, - А по поводу беспорядков в Сумгаите, так там были русские, татары да много национальностей. А на площади в Баку? Что только азербайджанцы?
То что замдиректора был во многом прав, Седой внутренне не сомневался, хотя пытался ему возразить, что важнее дружбы народов ничего нет. Мужчина скептически выслушал, но ничего доказывать не стал…
- Везде люди дружат не за кого-нибудь, а против. Даже в Советском Союзе интернационализм был против капитализма.
Уважаемые читатели и подписчики. Убедительная просьба, пишите комментарии, ставьте пальцы вверх или вниз, кому что нравится. Ваша активность очень помогает каналу. Заранее благодарю Вас.
Подписавшись на Boosty, вы можете поддержать автора, всего 100 рублей в месяц. На канале размещается полная работа под общим названием "Макс". Каждый день выходит новая часть.