Как известно, лондонский метрополитен старейший в мире. Самая первая станция была открыта более полутора веков назад – в 1863 году. А ещё он один из крупнейших в мире. Общая длина линий лондонского метро более 400 километров. Это лишь немного меньше протяженности путей московского метро (почти 440 километров). А вот пассажиропоток в метро Лондона почти в два раза меньше московского – около 1,384 миллиарда человек в год против 2,560 миллиарда в Москве.
Конечно, лучше всего побывать здесь самому, увидеть своими глазами историю и традиции, словом, почувствовать дух «трубы» или «the tube» (трубка, труба, пробирка, метро - англ.), как её здесь называют. Ну, или хотя бы просто выяснить, чем лондонское метро отличается от привычной нам московской подземки.
Метро в аэропорт
Метро встречает вас уже в аэропорту Хитроу. И это первое отличие, на которое обратит внимание каждый прилетающий в главный воздушный хаб «туманного Альбиона». Прямо из аэропорта в город можно добраться на метро без пересадок и долгих ожиданий. Удобно.
Говорят, в Москве это тоже можно будет сделать в ближайшем будущем. Обещают, что скоро во Внуково придет Солнцевская линия. Посмотрим как скоро. Во всяком случае, стройка идёт полным ходом.
Низкие тесные вагоны
В вагонах лондонского метро вам будет тесно, даже если они почти пустые. Полукруглая крыша вагонов подстраивается под форму тоннеля, а они здесь ну очень маленького диаметра, всего 3,56 метра. Лондонское метро точно не для клаустрофобов.
Диаметр туннелей московского метро почти равен 6 метрам. Такая разница в размерах очень бросается в глаза.
Оплата по зонам
Билет надо прикладывать к турникету и на входе, и на выходе, так же как в МЦД. Это потому, что в метро Лондона есть зоны с разной стоимостью проезда.
Узкие коридоры и лифт вместо эскалатора
В лондонском метро очень узкие коридоры выходов и пересадок. В Лондоне и окрестностях народу живёт не меньше, чем в Москве, и все они как-то умудряются протискиваться в эти узенькие коридорчики и спускаться по единственной ленте эскалатора. В Москве уже давно была бы давка, а здесь есть даже станции, из которых можно подняться на лифте вместо эскалаторов. Пассажиропоток позволяет. Лифтов на станции несколько, уйдет один - открывает дверь другой. Вход в лифт с одного торца, выход с другого. Всё работает четко, как часы на башне Биг Бен.
В часы пик на многих станциях оставляют всего один работающий турникет на вход, вот вам и ответ, почему нет давки в узких переходах на платформах. Зато у входа в метро, естественно, образуются очереди
Лесенка между эскалаторами
Некоторые станции вообще не оборудованы эскалаторами, есть только лестницы и лифты. Впрочем, большинство станций всегда имеет альтернативную узкую лестницу посередине. На всякий случай, так надёжнее. Понятно, что подобное решение возможно только при мелком заложении станций. А лондонское метро в большинстве своём именно такое. Четыре линии имеют мелкое заложение и семь – глубокое, со средней глубиной 20 метров.
Средняя глубина станций московского метро (не считая наземных участков) - 24 метра. А самая глубокая московская станция метро «Парк Победы» расположена на глубине 84 метра. Для сравнения, высота 9-этажного дома всего 30 метров. Только вдумайтесь, станция находится на глубине почти 27-ми этажного дома.
Маршрутное движение
В лондонском метро маршрутное движение. Некоторые маршруты могут идти по общему участку, потом расходиться в стороны, снова сходиться с другими маршрутами на другом общем участке. В общем, сеть достаточно запутанная и схему маршрутов лучше всегда иметь под рукой.
Из-за маршрутного движения часто видны разные стрелки, развязки и уходящие куда-то в сторону туннели.
Четырёхпутные участки
Ещё одно отличие, связанное с предыдущим. В лондонском метро есть станции и участки с четырьмя путями. Это сделано потому, что некоторые линии идут экспрессом, останавливаясь не на всех станциях, а другие, местные маршруты, наоборот встают у каждого столба.
Викторианское метро «в канавах»
Старые линии такие как, например, Пиккадили, проходят в глубокой выемке прямо под домами, где только часть линии накрыта или, скорее, прикрыта щитами
Опасный контактный рельс
Контактный рельс в лондонском метро проходит между двух основных, посередине колеи, а не сбоку и на высоте, как в Москве. Так что лучше здесь на рельсы не падать, в канавке между ними не спасёшься 🤕
Последний вагон может не влезть на станцию
Если вы были на Павелецкой или Маяковской станциях московского метро, то возможно слышали такое объявление: «Будьте осторожны при выходе из последней двери последнего вагона».
В Лондоне же старые станции такие короткие, что последний вагон вообще не влезает на платформу. Перед такой станцией двери блокируются и, чтобы выйти, нужно переходить в передний вагон.
Без наземных вестибюлей
Некоторые станции лондонского метро вообще сложно отыскать. Наземного строения - вестибюля нет вообще, есть только лестницы под землю с оградой. Ну и небольшая табличка перед ней. Например, Regent’s Park или Piccadilly Circus не оборудованы зданиями над землей.
Знаменитая надпись «Mind the Gap»
Знаменитая надпись «Mind the Gap» («Смотри не провались в щель») будет вас преследовать на каждой станции. Также и по громкоговорителям постоянно напоминают, что между поездами и платформами может быть значительное расстояние или щель.
В Лондоне много станций находится в кривой малого радиуса, поэтому между вагоном и платформой часто образуется щель очень даже приличного размера. Особенно это заметно у дверей в середине вагона. Да и высота платформы может сильно отличаться от уровня пола поезда. Так что смотрите под ноги, леди и джентльмены!
Немного жути напоследок😱
На закрытых станциях и в туннелях температура воздуха всегда держится примерно на 10 градусов выше, чем наверху на улице. Такие условия просто отлично подходят для мышей и крыс. Специалисты считают, в лондонской подземке живёт не менее полумиллиона грызунов. Чаще всего их можно заметить на станциях Waterloo и Oxford Circus.
А ещё в лондонском метро обитает особый вид комаров, который не встречается больше нигде в мире.