Найти тему

Город говорит

Кто и зачем создаёт в Великом Новгороде иммерсивные спектакли-променады

В обычных рекламных текстах для туристов пишут: «Наша экскурсия позволит вам лучше увидеть город». Создатели первого иммерсивного спектакля-экскурсии в Великом Новгороде сделали ставку на другой орган человеческого восприятия. Они предлагают город услышать. Но и без разглядывания достопримечательностей никто не останется.

«Газон.Медиа» встретился с создателями проекта «Слушай Новгород», чтобы понять — что хочет сказать древний город своим жителям и гостям.

Для тех, кто не особо хочет

В увесистых наушниках мы стартуем от Ярославова дворища, потом пойдём во дворы Старого города, к путевому дворцу Екатерины II. Дальше Кремль, Кремлёвский парк, часть улицы Великой, театр драмы. Со мной идёт молодая пара с коляской и Полина — человек, который владеет Голосом.

За два часа холодящей, но интересной прогулки Полина не скажет ни слова, но про богатую историю Великого Новгорода, его торговые успехи, боевые подвиги и богатую культуру в этот вечер мы узнаем очень многое. Ведь с нами общается Время. Оно же — Голос.

Примерно так выглядит первый в Великом Новгороде иммерсивный спектакль-променад «Слушай Новгород». Группа собирается в назначенное время в условленном месте и под руководством гида стартует по маршруту в наушниках, где рассказчик с помощью музыкального и прочего антуража, воспроизводящего эпоху, погружает гуляющих в историю и дух города. Музыка — что-то типа пост-рока вперемешку со средневековыми мелодиями. Антураж — уличные разговоры купцов, ратников и других «древних» людей, прорывающихся сквозь века. Создатель проекта подчёркивает, что это — не экскурсия, а скорее спектакль.

Иммерсивный формат сейчас достаточно популярен, его начинают всё больше использовать в больших городах разных стран, — рассказывает Екатерина Томасова, создатель проекта «Слушай Новгород», выпускница НовГУ. — В Новгороде до нас такого не было. И мы захотели воплотить эту идею в нашем городе. Нам было важно, чтобы культурное и историческое наследие Новгорода стало, скажем так, более доступным. Потому что стандартные экскурсии уже не очень интересны — особенно молодёжи. Теперь немногим заходит обычная прогулка по городу с человеком, который тебе перечисляет даты и исторические факты. Хотелось сделать живой формат, который сможет увлечь и тех, кому подобные темы не очень-то интересны. Грубо говоря, мы должны увлечь Новгородом и его культурой даже тех, кто этого не хочет (смеётся).

На этапе подготовки команда проекта пробовала и франшизные варианты, но нашла их довольно поверхностно сделанными.

— Выглядит это так: приезжает команда и работает по готовой схеме, которую применяют ко всем городам. Только чуть меняют факты и топонимы. Нам это не понравилось. Мы хотели сделать интересный, глубокий продукт, который одновременно будет и спектаклем, и экскурсией, и квестом, и психологическим тренингом, — рассказывает Екатерина.

Иммерсивный формат предполагает более глубокое погружение зрителей через включение их в действие — взаимодействие с предметами, актёрами, влияние на сюжет
Иммерсивный формат предполагает более глубокое погружение зрителей через включение их в действие — взаимодействие с предметами, актёрами, влияние на сюжет

От проекта она хотела, чтобы каждый человек стал художником в своём воображении, и увидел максимально индивидуальную «картинку» Великого Новгорода. В этом и помогает звук. Но также важно было сделать проект понятным для всех.

— Например, философские факты и размышления обычно «не попадают» в детей, их цепляют исторические и небанальные факты о городе, а также подача — все эти наушники, озвучка, голос, — рассуждает Екатерина Томасова. — Молодые люди уже привыкли к другой подаче — Ютуб, ТикТок. Туристам же интересен и маршрут, где собраны главные достопримечательности, рассказ о которых подан в нестандартном и немного укороченном формате. Если он замотивирует их на более глубокое исследование на классической экскурсии, мы будем только рады.

— А организаторы обычных экскурсий не обидятся?

— Мы с ними не конкурируем. Наша задача — увлечь, заинтересовать человека Новгородом. Я думаю, что для жителей этот формат будет интересен с психологической точки зрения. Мы старались добавить нестандартных локаций в маршрут. Например, необычные подворотни на Торговой стороне. Но в сценарии много психологических проработок — таких как возвращение в собственное детство, воспоминания о ярких моментах в жизни через связь с местом.

-3

От части к целому

Проект «Слушай Новгород» запустили в середине августа 2021 года. Команда гидов укомплектована восемью студентами колледжа искусств имени Рахманинова. Остальные — исторические консультанты, сценаристы, программисты — подключаются к работе удалённо.

Экскурсоводов заставляют учить маршрут до состояния, когда ночью будят, называют локацию и человек на автомате начинает воспроизводить слова. После этого они сдают внутренний экзамен.

— Когда мы искали звукорежиссёра, познакомились с Антоном Забражным из Москвы. В итоге в проекте он озвучивал «голос времени», выступил звукорежиссёром, написал для проекта авторскую музыку. Сейчас он вышел на обороты по три спектакля в неделю.

Иногда к услугам проекта обращаются и коммерческие конторы — просят необычный корпоратив. С них, собственно, вся эта история и началась.

— Всю карьеру я делала в маркетинге, — рассказывает Екатерина. — Довольно долго работала в крупной компании, где часто участвовала в организации ивентов для иногородних гостей. Придумывала для них развлечения. Но одни и те же люди приезжали из года в год, поэтому проблема «чем их развлечь» быстро вышла из категории «раз плюнуть» — обычные экскурсии быстро всем надоели. Постоянно приходилось придумывать что-то новое и интересное. Эти поиски совпали с моими задумками об иммерсиве и усилили во мне желание сделать необычный продукт.

Екатерина Томасова и сейчас руководит маркетинговым агентством. «Слушай Новгород» сначала был его частью, но быстро вырос в отдельный бизнес. Самые большие вложения пришлись на оборудование. По словам создательницы иммерсивного спектакля, на подготовку и обкатку маршрута, создание сценария и его воплощение опытной команде достаточно трёх месяцев плотной работы. У них примерно столько и ушло.

-4

— Чего в этом проекте больше — самореализации или бизнес-проекта?

— Это абсолютно не бизнес-история, — признаётся Екатерина. — Даже несмотря на то, что мы успешно стартовали. Мы запустились 20 августа, за время работы успели получить три большие награды, у нас нет ни одного отрицательного отзыва, зато очень много восторженных. У нас большая партнёрская программа — мы работаем и с турагенствами, и с другими компаниями. Но финансово сразу проект не отбился. Потому что мы стартовали не в сезон. У нас большие планы на лето — когда будет теплее, гулять приятнее, туристы приедут.

Она подчёркивает — в Москве, в отличие от Великого Новгорода, зимой иммерсивы почти не проводят. Холодно ведь.

История с подворотней

О технической стороне подготовки каждого иммерсива Екатерина предпочитает не говорить, подчёркивает лишь, что это «очень большая работа». Для первого спектакля, например, активно задействовали места на Торговой стороне.

— Но планы спутал ремонт Ильиной улицы, — вспоминает Томасова. — Из-за этого маршрут увеличился, стал слишком долгим по времени. Пришлось сокращать. Зато теперь есть пространство для манёвра в будущих маршрутах. Наша отличительная черта — мы понимаем, где должен быть человек в конкретный момент вплоть до секунды.

Что до локаций, то авторы предпочли не делать акцент на самых известных достопримечательностях в городе.

— Условно так: если к нам пришёл новгородцец, то в Кремле он уже был не раз, а если это турист, то он был там либо до нашего иммерсива, либо отправится туда после, — говорит соавтор проекта Татьяна Михейчикова. — Поэтому об этих местах стараемся давать людям какую-то небанальную информацию. Мы старались задействовать и те места, куда и новгородцы редко заходят — подворотни, здания в жилых кварталах. После того, как выбрали точки, стали обвязывать их одной историей — чтобы человек воспринимал информацию не рваными кусками, а вовлекался в процесс, чувствовал себя героем.

Выход на маршрут

Управляющим-администратором «Слушай Новгород» стала новгородка Полина Загуменных. В проект она, по её словам, попала случайно.

— Вернулась в Новгород из Москвы, где полгода училась в театральном вузе, — вспоминает девушка. — Искала работу. Мне сказали, что Екатерине нужны сотрудники. Я пришла. Катя спросила: «Что, будете работать у меня в агентстве?» Я удивилась — в каком ещё агентстве? Тут Катя и вспомнила, что ей нужен управляющий-администратор в «Слушай Новгород». Она мне всё объяснила.

Перед первым спектаклем Полина три дня ходила по маршруту с оборудованием, чтобы набраться уверенности. Первый блин комом не вышел.

— Я загорелась этим проектом, потому что это что-то новое для Великого Новгорода, — делится Полина Загуменных. — За время этой работы я поняла, что сильно выросла над собой. Раньше работала в Новгородском областном театральном агентстве, организовывала мероприятия. Думала, здесь будет что-то похожее. Но по факту мне пришлось учиться новому. И главное, мне дают свободу действий. Но если я что-то не сделаю в срок, то мне, конечно, либо прилетит, либо деликатно намекнут.

Подарок на важную тему

На новый «тёплый» сезон команда проекта готовит два спектакля — о войне и средневековую прогулку.

— Изначально мы хотели сделать именно военный маршрут к 9 Мая 2020 года — ещё до пандемии, — вспоминает Екатерина Томасова. — Но она внесла свои коррективы, все сели дома, развлекательные мероприятия отменили. Поэтому маршрут нам пришлось отложить. В 2021 году мы решили зайти уже с другой стороны. Почему? Некрасиво, конечно, так говорить, но война — это не продаваемая тема. Изначально ведь мы хотели внести свою лепту в праздник, сделать горожанам подарок. Но затраты на его создание действительно большие. Поэтому сначала мы решили сделать ставку на туристов. А теперь возвращаемся к первоначальной затее. Хотим сделать так, чтобы люди войну прочувствовали, пропустили через себя. С нашей помощью они увидят, как вокруг «гибнут люди», как рушатся улицы конкретного города. Так молодёжь лучше поймёт, почему важно хранить память о войне и её героях. Спектакль поставит перед слушателями вопрос — а ты сейчас сможешь сделать так, как твои предки?

-5

На восприятие спектакля влияет время суток. Днём маршрут более экскурсионный, в тёмное время — это больше психология, погружение в себя.

— Но всё это накладывается на бэкграунд человека, на то, какие у него мысли именно сейчас. Поэтому у каждого восприятие спектакля будет всё же своим, — говорит на прощание Екатерина Томасова.

Как записаться на экскурсию проекта «Слушай Новгород»:

● По телефону: +7 (921) 200-02-01

● Купить билет на сайте

● Написать организаторам в группе «ВКонтакте»

Автор: Матвей Николаев

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц