Найти тему

Две мысли Достоевского о нынешней ситуации в СМИ

Оглавление

Кажется, статья не по теме канала о практической психологии.

Но нет ничего, что оказывало бы большее влияние на мозги человека, а значит, и на всю его жизнь, чем "средства массовой информации".

Замечу между строк, что даосы рассматривают

  • "душу" ("психо") и
  • "информацию"

почти как синонимы.

Две большие разницы

Мы испытываем противоположные душевные состояния, прогуливаясь в утреннем сосновом бору и проходя мимо свалки промышленных отходов.

Более того, зайдя в лес, мы замечаем изменение душевного состояния на более радостное, счастливое и гармоничное.

Тут нечего долго говорить - это очевидно и каждый человек имеет подобный опыт.

С видом на помойку

Никогда не встречал людей, мечтающих купить квартиру или построить дом "с видом на помойку".

Взгляните на рекламы риэлтеров, пытающихся продать (теперь уже с приличной скидкой) квартиры в "зеленом районе рядом с водоемом".

Даже если "зеленый" означает пару жидких тополей, "посаженных" в фотошопе, а "водоем" - это не успевшая высохнуть лужа, образовавшаяся в результате прорыва теплоцентрали.

Это работает на очень глубоком уровне.

Даже если умом человек понимает - все равно статистически люди выберут "зеленый район с водоемом".

А теперь вспомним, что душевное состояние изменяется не только от того, что мы видим, но и от того, что мы думаем.
Мысли же изменяются от того, что мы воспринимаем.

Например, читая СМИ или глядя в телик.

Средства массового поражения

Почти невозможно чувствовать радость и умиротворение на свалке экскрементов. Разве что вы перешагнули черту, отделяющую человека от Высшего Существа.

По той же причине невозможно оставаться психически здоровым человеком, находясь под обстрелом "сообщений СМИ", вызывающих ассоциации, рождающие в человеческой душе образы и чувства не самого высшего качества.

Почему журналисты похожи на мух?

Почему даже в цветнике они обязательно выискивают какашку, на которой и сосредоточивают все свое внимание, создают ее "художественный образ"?

Говоря точнее - в буквальном смысле "поражающий" воображение образ, токсичный, как помойка, поражающий человеческий ум.

Феномен этот не нов. Человек не изменился ни за сто, ни за тысячу лет.

Перечитывая "Дневник писателя" Достоевского, я в очередной раз убедился в этой простой идее. Вот что великий психолог говорит о "мусорном феномене".

Достоевский о журналистах

"Русская сатира как бы боится хорошего поступка в русском обществе. Встретив подобный поступок, она приходит в беспокойство и не успокоивается до тех пор, пока не приищет где-нибудь, в подкладке этого поступка, подлеца. Тут она тотчас обрадуется и закричит:
„Это вовсе не хороший поступок, радоваться совсем нечему, видите сами, тут тоже подлец сидит!"
(Дневник писателя).

Это не новость. Более интересна причина, по которой в журналистике оказываются люди такого толка (или становятся такими, оказавшись там).

Об этом следующая мысль Ф.М. Достоевского.

"Мне всегда казалось, что в наше время, столь неустойчивое, столь переходное, столь исполненное перемен и столь мало кого удовлетворяющее ... — непременно должно было развестись чрезвычайное множество людей, так сказать, обойденных, позабытых, оставленных без внимания и досадующих:
«Зачем, дескать, везде они, а не я, зачем не обращают и на меня внимания».
В этом состоянии личного раздражения и неудовлетворенного, так сказать, идеала иной господин готов подчас взять спичку и идти зажигать, — до того это чувство мучительно ...
... Но зажигать спичкой уже крайность и, так сказать, удел натур могучих, байроновских. К счастью, есть выходы не столь ужасные для натур не столь могучих. Такой выход—просто напакостить, ну там наклеветать, налгать, насплетничать или анонимное ругательное письмо пустить."

Какие люди - такие и мысли ...

Гигиена - дочь Асклепия, бога врачевания

Вроде бы это дело каждого - как и о чем думать.

Но мне не нравится, когда в моем присутствии портят воздух. Поэтому я избегаю мест, где могут потенциально оказаться люди подробного сорта. Это элементы личной гигиены, если хотите.

Гигиены души.

Гигиена относится не только (а, возможно, не столько) к телу. Мы с этого начали: что мы воспринимаем, то и чувствуем, испытываем. Тем, в конечном итоге, становимся.

Взгляните на СМИ с этой точки зрения и решите: хотите вы превратиться в "это"?

---------------------------------------------------------------

Приглашаю вас в свою группу ВК

На комментарии отвечаю.

----------------------------------------------------------------