Подкаст, который пробудил море волн в окружающем меня мире людей из образования и не только. У журналистки Насти Красильниковой вышел сериальный подкаст «Ученицы».
О чем он? О сексуальном, эмоциональном и физическом насилии в ЛЭШ, Летней экологической школе. Расследование началось с обращение к Красильниковой одной из девушек, которая рассказала, свою историю зависимости и насилия в школе.
Что важно знать? ЛЭШ – это культовая школа (возможно, в узких кругах, но так). В нее стремились попасть дети многих моих друзей, многие попали, ЛЭШ считалась всегда образцом творчества, технического и математического, прекрасные яркие педагоги, десятки звезд ездили в ЛЭШ на гуманитарные и технические смены.
В каком-то смысле это продолжило печальную и страшную серию подобных расследований. 2016 год – история 57-й школы, начавшаяся с поста Кати Кронгауз в «Фейсбуке», потом была серия публикаций в «Медузе» (признана в РФ иноагентом, хронология истории 57-й по ссылке) и множестве других СМИ, потом было расследование СК. Потом была история «Лиги школ», руководство которой обвинили в многолетних домогательствах. Бывший директор школы потом судился с корреспонеднтом-автором. Дальше была история педагога из еще одного элитного учебного учреждения, МАХЛ, художественного лицея, которого ученицы обвинили также в продолжавшихся много лет домогательствах. Чем закончились все эти дела? Возбужденные дела, увольнения, кадровые перестановки.
ЛЭШ уже выпустили специальный пост, вот фрагмент: «Мы знаем о том, что недавно вышел подкаст про домогательства и небезопасное поведение взрослых на школе. Мы понимаем, что для многих, кто знает и любит ЛЭШ, это может стать тревожной и пугающей информацией, и поэтому хотим об этом поговорить. Случаи неприемлемого поведения на школе действительно были. Мы разбирались отдельно с каждым конкретным кейсом, как только о нем узнавали. Иногда, признаем, это получалось с опозданием. Но, так или иначе, во всех случаях, о которых нам стало известно, мы приняли меры. Люди, которые, как мы считаем, делали пребывание на ЛЭШ небезопасным, на школу больше не ездят. Тем не менее, мы пришли к выводу, что эту проблему нужно решать системно. И сейчас мы обсуждаем дополнительные меры, чтобы сделать будущие школы более безопасными и комфортными для всех участников».
В этом посте есть то, что обсуждают вокруг меня уже несколько дней самые разные педагоги, сводится к вопросу: «Как мы допустили? Как могли не замечать другие, прекрасные педагоги, работавшие в ЛЭШ, что там происходит? Или мы догадывались, но не хотели верить и потому не замечали? Что мы сделаем, чтобы больше такого не было?» И вот честно, последний вопрос так и остается без ответа. Что мы сделаем. Очевидно, нужно больше замечать. Но всегда ли ты можешь все заметить? И, кстати, это и про родителей. Отдельный вектор обсуждения – это про атмосферу выдающихся школ и культ педагогов.
Вернусь к подкасту и отдельно скажу, что расследование Насти выделяется форматом – аудиальность работает лучше слов и текста, поэтому вряд ли кто-то сможет прослушать все и разом, мороз и отвращение уже от первого выпуска.