Найти тему

Полина Гаджикурбанова. «Страсть заведомо больное состояние души»

«Стоицизм: как оставаться счастливым в темные времена»

«Покажите мне кого-нибудь, кто болеет, и все же счастлив, кто в опасности, и все же счастлив, кто умирает, и все же счастлив. Покажите. Я жажду, клянусь богами, увидеть какого-нибудь стоика». Это цитата древнегреческого философа Эпиктета. Так кто же такой стоик? Потому что вопрос, как быть счастливым в самые темные времена быстро набирает свою популярность. Гостьей Софико Шеварднадзе стала Полина Гаджикурбанова, историк философии, которая занимается изучением школы стоиков и является представительницей династии философов. Она рассказала, почему основы школы стоицизма обретают сейчас невиданную актуальность. Это может показаться неожиданным, но часто в ситуациях полной неопределенности и страха, люди искали ответы на вопросы в трудах Марка Аврелия (121-180 н.э римский император из династии Антонинов, философ, представитель позднего стоицизма). Так что их можно назвать антидепрессантами, испытанными веками. Это философия утешения и философия кризисных времен. Поэтому в тяжелые периоды наблюдается всплеск интереса к стоицизму. Хотя с момента своего возникновения и до прекращения существования в качестве школы, стоицизм, как широкое духовное течение, никогда не исчезал. Но именно сейчас замечен очередной виток актуализации проблематики, с которой работает стоицизм. Не только академические философы, но и достаточно широкая публика пристально изучает труды Марка Аврелия, Эпиктета, Сенеки. Массово открываются интеллектуальные клубы и сообщества, которые включают в себя рассуждения о стоицизме, так называемые, собрания новых стоиков. Это абсолютно разные люди от успешных топ-менеджеров крупных корпораций до представителей совершенно обычных профессий. Так же как среди популярных представителей стоицизма есть Эпиктет, который был рабом, и Марк Аврелий, который был императором. Стоиками могут быть люди из разных слоев общества, но их объединяет стремление разобраться в себе и получить техники, при помощи которых можно преодолеть гнев, печаль, сделать работу над собой. В поздней античной философии выделялось множество направлений, но именно стоики сохранили свое влияние до наших дней. Потому что из догм стоицизма легче сделать набор правил и техник, которые применимы независимо от мировоззрения человека. Философия стоиков-это терапия души. Ее цель заключается в том, чтобы излечивать, преобразовывать, практиковать. Одна из ключевых идей стоицизма это понимание, что в нашей власти, а что вне ее. Нам принадлежит совсем немного из того, что мы обычно считаем своим. Мы властны над своим мнением, стремлением, желанием и уклонением. Все остальное оказывается вне. Мы не отвечаем за то, где родились, где оказались, в какой эпохе живем. Этот список можно продолжать практически до бесконечности. Однако, под нашим контролем с точки зрения стоиков находится согласие признать нечто благом или злом, и в широком смысле наша совесть. Это называется пространством человеческой свободы. Много это или мало, вопрос неоднозначный. Для стоиков и их последователей это много.  Мы не в состоянии изменить большую часть того, что с нами происходит, но вольны в том, как мы это оцениваем и какое решение принимаем. Гегель называл это негативной свободой, то есть пространством, очищенным от насильственного вмешательства других людей. Возможность сказать «нет» для стоиков является тем пределом, который постоянно присутствует в человеке, что бы с ним не случилось. По мнению стоиков, пагубнаястрасть возникает тогда, когда мы избыточно стремимся к тому, что не наше и нам не принадлежит. Тогда наш локус контроля оказывается снаружи. Мы хотим, во что бы то ни стало обладать желаемым и именно это становится нашей страстью. Получив вожделенное, испытываем наслаждение, а это также страсть. Либо не получив, ощущаем скорбь, аналогично относящуюся к страстям. Либо испытываем страх от потери. Всегда при стремлении к чему-то самоценному, мы превышаем естественную меру и впадаем в страсть. Безразличные вещи, находящиеся за пределами нашей власти, разделяются стоиками на те, стремление к которым соответствует нашей природе, и те от которых нам свойственно уклоняться.Люди сегодняшнего поколения, будучи в тревоге и смятении, обратившись к древним стоическим философам за советом, скорее всего, получили бы классические рекомендации. Делай то, что находится во власти, не стремись к тому, что тебе не принадлежит, не страдай. Необходимо делать все то, что от нас зависит максимально хорошо, не рассчитывая на успех и его внешние свидетельства. Это то, что и Сенека, и Эпиктет, и Марк Аврелий советовали и себе, и своим корреспондентам. Этот емкий совет носит характер универсального и актуального в любую эпоху для любого человека. Когда мы видим, чточеловек совершает те или иные поступки, надо понимать, что извне невозможно узнать их истинную природу. Почему он так поступил? Принудили ли его? Он боится? Считает это правильным? Знаменитая фраза стоиков «покорного судьба ведет, непокорного тащит». Глядя на человека никогда не знаешь, его влечет судьба, а он внутренне сопротивляется, или он принимает все с радостью. Очередной стоический совет призывает не просто принять судьбу и нести как тяжелый крест. А принять нужно с радостью, видеть в ситуациях разумную организацию мира и считать это собственным решением. Если мы что-то делаем, то это потому что мы так решили, так хотим и несем ответственность за последствия принятого решения. Полина Гаджикурбанова доступно дала ответы на такие вопросы, как бы Сенека охарактеризовал термин «эмпатия» и чем бы утешил нынешнего тревожного жителя России? Как правильно читать стоиков? Чем философ отличается от остальных людей?  Как стоицизм связан с христианством? Что стоики относили к термину «тело»? И похожи ли стоики на героев нуарных фильмов?

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц