Найти тему
Вестник VR

Методист в школе: кто это и чем занимается?

Профессия «методист» получила второе рождение благодаря стремительному развитию онлайн-образования. Однако ещё до этого методисты появились в школах. Кто такой школьный методист, что входит в его обязанности и как им стать? Рассказала Анастасия Каминская, методист ИнфинITи — Центра цифрового образования школы №509 г. Санкт-Петербург.

В образовании сегодня происходит инновационный всплеск — появляются новые технологии, инструменты, оборудование. Учителям нужно разбираться во всём этом, чтобы вырастить поколение, которое совершит технологический прорыв. Поэтому необходимо внедрять в школы новые технологии. Но у учителей и без того много обязанностей — подготовить и провести урок, заполнить журнал, провести родительское собрание и т.д. У них совсем нет времени, чтобы осваивать современное оборудование и применять новые инструменты на уроках. Поэтому в школах так важна роль методиста.

Методист — кто это?

Методист — это помощник, наставник учителя. Он формирует педагога и делает всё для его развития. Например, он может посмотреть, как проходит урок, и дать свои рекомендации. Это человек со свежим взглядом, который быстро реагирует на любые изменения, генерирует новые идеи, помогает учителям осваивать инновации. Он умеет давать прогнозы в сфере образования на 2-3 года вперёд.

Анастасия Каминская, методист ИнфинITи — Центра цифрового образования школы №509:

В школе, где я работаю, профориентация активно проводится уже два года. Мы организуем уроки, на которые приходят представители различных компаний и рассказывают о своей деятельности школьникам. Также мы используем продукты компаний на уроках. В этом году, согласно обновлённым ФГОС, профориентация в школах становится обязательной. Но наши учителя к этому уже привыкли, с профориентацией они знакомы не понаслышке. Они восприняли это нововведение, как данность. Всё благодаря прогнозированию методистов.

Методист — это связующее звено между прошлым и будущем. Он помогает возрастным педагогам найти подход к современным детям, а молодым учителям — набраться опыта.

Сегодня дети больше смотрят видео, чем читают, у них рассеянное внимание, они хотят не урок, а настоящее шоу. Чтобы дать им это шоу, педагог должен быть «в тренде», использовать различные интерактивные методы работы. Возрастные учителя зачастую очень консервативны и ничего не знают о технологиях. Тут на помощь приходит методист.

Несколько лет назад в школах появились интерактивные панели. Допустим, учитель вообще не использовал панель на уроках, потому что не знал, как к ней подступиться, и не понимал, как ему это поможет. Методист предлагает просто «попробовать» и показывает, как нужно правильно работать с этим инструментом. После первого проведённого урока учитель почувствовал, что облегчил свои голосовые связки, а урок получился действительно увлекательным. Когда он ощущает эту реальную пользу, то начинает доверять методисту и прислушиваться к его советам.

Анастасия Каминская, методист ИнфинITи — Центра цифрового образования школы №509:

Когда мы переходили на дистанционное обучение в период пандемии, у возрастных учителей была паника: что делать, как делать? А делать надо, система этого требует. У методистов был шанс проявить себя: взять всё в свои руки, разработать рекомендации и методички, учить, рассказывать и объяснять. Когда учителя увидели, что всё получается, они стали массово говорить «спасибо» и уже сами обращались к нам за помощью.

У специалиста, который только закончил педагогический вуз, другая ситуация: недостаток практики. У него безумно горящие глазы, но он не понимает, как правильно построить урок, чтобы уложиться в 45 минут. Методист помогает справляться с этими трудностями — например, приводит его на урок к опытному учителю, который умеет «держать» аудиторию.

Какими качествами должен обладать методист?

Главные качества методиста — это эрудированность, широкий кругозор, аналитический склад ума, организаторские способности и открытость новому. Образовательная среда достаточно консервативна. Если человек тоже будет придерживаться консерватизма и критиковать всё новое, то как он этому новому научит кого-то другого?

У методиста должен быть богатый лексический запас, потому что ему предстоит разговаривать с учителями разных возрастов и категорий, с физиками, историками, литераторами и т.д. Каждый из них говорит на своём языке, но все они должны вас услышать.

Методист должен быть коммуникабельным, уметь налаживать связи, находить партнёров для взаимодействия. Возьмём для примера домашнее задание. Обычно это происходит так: школьник приходит домой, открывает учебник и тетрадь, что-то переписывает, решает задачи. Но современному ребёнку не хочется выполнять такое домашнее задание. Ему скучно и неинтересно. Представьте, у него ещё целых пять таких домашних заданий по разным предметам, и все их надо выполнить.

Что же делать? Каким должно быть домашнее задание, чтобы ребёнок захотел его выполнить? Как вариант: методист может привлечь партнёров из крупных компаний. Дети хотят работать с практикой, чтобы это пригодилось им в жизни. Когда работодатель принимает участие в образовательном процессе, дети осознают всю серьёзность и важность такого задания и меняют своё отношение.

Как стать методистом?

В работе методиста важно знать методику проведения урока, основы педагогики и психологии. Методист должен понимать возрастные особенности детей и знать, чем семиклассник отличается от ученика девятого класса. В университетах нет отдельной специальности «Методист», но все эти знания дают в педагогических вузах. По сути, методисты — тоже учителя.

Как учителя становятся методистами? Мы научились вокруг себя аккумулировать других людей и вести их за собой. Мы стали новаторами и наставниками. Когда в коллективе появляется такой человек, чаще всего ему предлагают стать методистом.

Анастасия Каминская, методист ИнфинITи — Центра цифрового образования школы №509:

Я давно увлекаюсь робототехникой, технологиями и программированием. Однажды директор предложил мне провести обучающий семинар для педагогов: «У тебя это получается, попробуй научить других». Я согласилась. Пригласила партнёров из различных компаний, которые рассказали, над чем они сами работают, каких специалистов ждут в штате и показали важность применения технологий. Тогда учителя задумались, с какими компетенциями заканчивают школу наши выпускники и что мы можем сделать, чтобы помочь детям. Педагогам было интересно, они окунулись в совершенно другой мир и провели время с пользой. А потом ещё две недели меня благодарили. После семинара меня утвердили на должность методиста.

В образовании много семинаров, повышений квалификаций и тестирований, которые обязаны пройти все педагоги. Учителя с этим уже смирились: «Надо так надо». Хотя это не всегда вдохновляет, а также отнимает силы и самый ценный ресурс — время. Но стоит привнести в рутинную работу что-то новое, учителя тут же почувствуют это на практике.

Методист — одна из ключевых фигур в школе. Его задача — помочь учителю разобраться с трудностями, освоить новые технологии и вдохновить на победы. Методист облегчает работу педагогам и делает так, чтобы уроки приносили детям пользу. Для этого он применяет самые разные инструменты.

Например, чтобы провести урок технологии по модулю «Робототехника», можно использовать набор цифровых материалов Modum CORAL от компании Modum Lab. Это цифровые мастерские, которые позволяют обучить детей основам робототехники даже при отсутствии физического конструктора в классе. Учителям предоставляются все необходимые инструкции, а ученики получают интерактивный курс с практикой.