Утренний звонок. Девичий голос.
- Здравствуйте, это юридическое агентство? У нас только что был обыск, моего молодого человека забрали.
Начинаю выяснять, что случилось, кто приходил, что инкриминируют. Девушка сбивчиво рассказывает, что в 8 утра к ним в дверь постучали двое с носилками и один с топором сотрудники следственного комитета с оперативниками и понятыми, предъявили постановление о возбуждении в отношении ее молодого 23-летнего человека уголовного дела по п. "б" ч. 4 ст. 132 УК РФ, постановление о проведении обыска, изъяли у молодого человека телефон и компьютер и увезли его на допрос в следственный комитет. Из фабулы постановления о возбуждении уголовного дела следует, что в 2020 году ее молодой человек якобы вел переписку не совсем невинного характера в сети "ВК" с девочкой, не достигшей 12-летнего возраста.
- Что же теперь делать?
Муравью кое-что приделать.
Пункт "б" части 4 статьи 132 УК РФ - одна из самых подставных статей в современном уголовном судопроизводстве. Н@сильственные действия с@ксу@льного характера в отношении несовершеннолетнего, не достигшего возраста 14 лет. Однако, в 9 случаях из 10 по ней проходят не по реальным действиям, а по примечанию к статье 131 все того же УК, согласно которому любые р@звр@тные действия, хоть 100 раз добровольные, в отношении лица, не достигшего возраста 12 лет, проходят как именно н@сильственные, поскольку до достижения этого возраста ребенок не осознает суть происходящего с ним и не может оказать сопротивление.
Сразу дисклеймер: ребята, я ничуть не говорю, что это неправильно. НЕТ! Это - правильно. Вот только вопрос заключается в том, что судебная практика по этой статье сложилась таким образом, что доказательная база в данном случае не нужна совершенно. Потому что для доказывания реального н@силия нужна, как минимум, биология - судебно-медицинская экспертиза (хотя, моя личная практика показывает, что при желании сажают не только при ее отсутствии, но и при экспертизах, подсудимого оправдывающих). В данном же случае зачастую для проведения СМЭ просто нет ни оснований (с учетом диспозиции статьи), ни возможности (поскольку дела очень часто возбуждают через годы после предполагаемых событий). Поэтому в 90 процентах случаев по таким делам единственными доказательствами выступают только и исключительно показания потерпевшего лица. А действительно ли это лицо потерпело - да пес его знает. Объективных данных-то нет. Да - проводят комплексные психолого-психиатрические экспертизы, подкрепляя обвинение - мол, есть у ребенка склонность к фантазированию, или нет. Цена этим экспертизам - полкопейки.
В итоге сажают по этой статьей практически любого, кто попал под следствие. Разозлилась теща на зятя, написала заявление, что он дочку двухлетнюю не просто купал, а "трогал" - поехал. Рассердилась падчерица на отчима, за то что он ее слишком сильно воспитывает, сказала маме, что он ей "показывал" что-нибудь эдакое - держи. Сколько угодно случаев.
А статья, между тем - от 12 до 20 лет лишения свободы. И в данный момент ее молодому человеку несколько взрослых дядек в погонах если не отбивают почки, то очень настойчиво объясняют, что если он подпишет явку с повинной, то его отпустят домой, а потом будут разбираться - может, это и не он вовсе. А если он сейчас эту явку подпишет - ни один адвокат его не вытащит, и будет он сидеть свои 12 лет, как минимум. А ежели ему сейчас там дадут адвоката по назначению (а ему его непременно дадут после подписания явки, потому что его надо после этого немедленно допросить) - он даст признательные показания в присутствии адвоката, и больше ничего расследовать, по большому счету, не нужно. Даже если в компьютере и телефоне ничего не найдут. Даже если потом в "ВК" его профиль не подтвердится.
А потому единственный реальный выход - немедленно включать в работу квалифицированного адвоката. Который проследит, чтобы парня ее не заставили себя оговорить, если он этого не делал. Потому что вполне возможно, что и не делал.
И у адвоката этого работы по делу будет - мамадорогая. Потому что будут походы в СИЗО на следственные действия и на согласование позиции с подзащитным, будет масса согласований вопросов для компьютерно-технических и психолого-психиатрических экспертиз, и дело это будет расследоваться не месяц, и не два. Среднее время для расследования таких дел вместе с судами - год. Бывает и значительно дольше. И адвокату все это время придется ковыряться в очень неприятных материалах.
Потому что, давайте правде в глаза смотреть, если к парню этому, все-таки, пришли - что-то в рамках ОРД явно нарыли. Необязательно вся эта дрянь принадлежит ему. Но дрянь эта в деле есть, и ковыряться в ней придется.
Поэтому работа адвоката по такой статье в нашем регионе оценивается минимум в 300 тысяч на предварительном следствии. Если, разумеется, адвокат собирается этим делом заниматься, а не сливать его следкому (что тоже случается).
Описываю девушке перспективы. Объясняю, что в данный момент происходит в следственном комитете. Что молодой человек ее сегодня домой не вернется однозначно - его задержат и поместят в ИВС, и на 99 процентов можно быть уверенным в том, что оттуда он отправится не домой, а в следственный изолятор - это с любым адвокатом. В том числе и с тем, которого предоставит наше агентство.
С адвокатом по назначению эта уверенность является стопроцентной вместе с исходом дела - 12 лет строгого режима минимум. С нашим - один шанс из ста, все-таки, имеется. И это неплохая перспектива, если посмотреть на противоположную чашу весов.
- Скажите, а можно в рассрочку? Хотя бы тысяч по 50 в месяц.
Можно в рассрочку. Потому что мы не в Москве, мы в Ставрополе, и здесь редко у кого под подушкой лежит 300 тысяч на всякий случай. Вызывать вам адвоката?
Вызывать.
Звоню партнеру, обрисовываю ситуацию, согласовываем оплату, план действий. Девушка звонит ему, все подробно излагает, договариваются о деньгах: сама она платить не может/не хочет, но родители парня согласны оплачивать работу. Он сбрасывает проект соглашения, копию удостоверения, садится в машину, едет в следком.
Сообщение в WhatsApp: "Извините, родители передумали. Простите, пожалуйста".
Мне вот что интересно в этой ситуации: родители что передумали? Сына защищать? Или им цена в 300 тысяч рублей за защиту их сына, который, вполне вероятно, наворотил нешуточную каку с маком и рискует улететь за решетку минимум на 12 лет, показалась высокой?
Может быть, родители полагают, что на передачи для сына они потратят меньше? Или они думают, что "суд разберется"? Или они за час, прошедший с момента обыска, уверились в виновности сына и решили, что он заслуживает наказания?
У меня, честно, нет ответа на все эти вопросы.
Это не вопрос денег, на самом деле. Профессия адвоката по уголовным делам в данном случае сходна с профессией доктора: мы привыкли, что нас должны лечить и защищать бесплатно. Так что и я, и мои коллеги привыкли, что человек бежит к нам со своими проблемами, но совершенно при этом не готов платить. По гражданским делам - платят, хоть и со скрипом. По уголовным - руководствуются тем, что все должно быть "по справедливости".
Ну, что тут скажешь. По справедливости, так по справедливости.
#суд