«Триггер» - наш российский сериал, сделанный по уже отработанной Первым каналом технологии: продюсеры Первого канала со времен успеха «Обратной стороны Луны» нащупали алгоритм для съемки успешных сериалов - за основу берется идея "их сериала", которая грамотно адаптируется под наши реалии, а так как Первый, это Вам не РенТВ какое-нибудь, то затем привлекаются хорошие режиссеры, отличные операторы, сценаристы, ну и топовые актеры, привыкшие выкладываться, будь то телевизионное мыло, или полнометражный блокбастер. При такой схеме, когда для телепроизводства берутся лучшие представители киношных профессий, сериалы «Первого» выгодно отличаются от продукции конкурентов (вспомните тех же ужасных «Букиных» или убогую «Общагу»). Вот и про «Триггер» можно сказать, что это "их хорошая идея", построенная на этой идее "наша концепция" и достойное воплощение их обеих на экране.
«Триггер», который можно с небольшой натяжкой обозначить, как производственная драма с элементами психологического полу-триллера и полу-детектива (триллектив), в качестве основы использует идеи «Доктора Хауса». Главный герой «Триггера», - Артем Соколовский, психолог-терапевт (аналог киношных западных психоаналитиков), в каждой серии сталкивается с психологическими головоломками своих клиентов и ищет нестандартные пути для их решения. Как и Хаус, он их ищет, как заправский сыщик, отличие лишь в том, что Хаус ищет болезни тела, а Артем – отклонения духа и души. Как и Хаус, Артем не слишком симпатичен большинству окружающих – он противоречив, заносчив, не сдержан в словах и действиях, самовлюблен и высокомерен, как каждый из тех, кто считает себя умнее всех вокруг, но при этом всем он гениальный психотерапевт, разработавший собственный метод, - метод психологической провокации. Это значит, что он постоянно провоцирует своих подопечных, заставляя их раскрываться, находит причину психологических проблем клиента, после чего кратно её масштабирует до пределов, в которых клиенту сначала напрочь сносит крышу, а потом у клиента наступает катарсис. И в своих провокациях людей Артем заходит настолько глубоко, насколько сам считает нужным, так что не удивительно, что такое поведение главного героя служит основой для нескольких дополнительных сюжетных линий, которые позволяют держать зрителя в постоянном напряжении и поддерживать интерес к каждой новой серии.
Во-первых, история Артема начинается после его условно-досрочного освобождения. Он отсидел три года по статье 110 УК – доведение до самоубийства (результат одной из его провокаций), и вышел по УДО. Лучший друг и по совместительству хозяин торгово-офисного центра, дает ему возможность организовать себе практику и, занимаясь делами своих клиентов, Артём параллельно пытается собрать доказательства своей невиновности и обличить настоящего убийцу его клиента (а кто бы сомневался, что Рафик не уиновен).
Во-вторых, у Артема очень непростые отношения с ассоциацией психотерапевтов. И особенно, с собственным отцом, который является светилом в этой области, и видит в собственном сыне выскочку, который со своим провокативным методом отрицает классическую психотерапию и позорит профессию (и попутно отбивает клиентов, решая их проблемы в ходе одного-двух сеансов, а не полугодичного курса лечения по 30 тысяч за час приема). Конечно, за профессиональной конкуренцией скрывается классический клубок проблем в отношениях отцов и детей.
В-третьих, Артем пытается восстановить отношения с бывшей женой Дашей, которую любит и, параллельно, погружается в странный и грозящий непонятными и мутными перспективами роман со своей пациенткой, Лерой. Лера баба не простая, будто пришедшая в сериал из голливудских триллеров 90-х, то бишь за броской внешностью имеет двойное дно.
Нельзя не отметить, как отлично представлен процесс извлечения Артемом нужной ему информации из подсознания пациентов. Я уже выше провел аналогию с детективами, и в «Триггере» это не только та часть, в которой Артем ищет доказательства своей невиновности, но практически один из основных элементов происходящего на экране, ключевая фишка сериала. Клиенты Артема для него – место преступления, а преступник – те травмы и события, которые отравляют жизнь клиентов. Пользуясь где-то интуицией, где-то своими способностями к наблюдению и анализу этих наблюдений, Артем находит ключики к тайнам его клиентов, даже если сами клиенты этих тайн не осознают или активно сопротивляются Артему. Я, как зритель, прекрасно понимаю условность такого теле-психо-анализа, но должен признать мастерство создателей сериала, превративших скучную и рутинообразную работу настоящих психотерапевтов в увлекательные расследования и исследования в духе Шерлока Холмса (однако тонкую грань между разухабистым детективом и серьезной, по сериальным меркам, драмой проект не переступает).
Ну и приятно удивила актерская игра.
Максим Матвеев вживался в свой образ чуть ли не в буквальном смысле. От былого глянцево-гламурного Матвеева из каких-нибудь "Стиляг" в «Триггере» нет вообще ничего, такое ощущение, что он при подготовке к съемкам реально заехал на зону и провел там полгода. Худое, с провалившимися щеками и заостренными скулами лицо, колючий нервный взгляд, сжатые губы и горящий в глазах огонь – отлично подчеркивают его внутренний мир, где на протяжении трех лет ему пришлось дозировать эмоции, следить за собой и ждать угрозу от всего вокруг; но в момент включения в работу он преображается, и эта энергетика почти физически передается через экран. Очень круто, очень.
Игорь Костолевский играет Александра Стрелецкого, отца Артема. Ну, что значит, играет? Живёт. Костолевский, как актер, находится сейчас в той весовой категории, когда ему уже даже не надо «шевелить лицом», он передает все черты характера и эмоции своего героя взглядом, прищуром, поворотом головы, а это, безо всяких скидок на симпатии или антипатии к актерам, высшая степень мастерства. Очень интересно следить за его персонажем – где искренняя любовь к детям перемешивается с обычным желанием родителей навязать детям счастье любой ценой, личным тщеславием и профессиональной завистью к сыну, а то и профессиональной деформацией в виде попыток манипуляций собственными детьми. Но куда ему состязаться в этом деле с собственным сыном...
Не буду продолжать дальше перебирать актерскую труппу, отмечу только, что выкладываются по полной все.
Итак, в плюсе у «Триггера» интересный сюжет и толковый сценарий, отличная картинка, традиционно хорошая для проектов Первого Канала актерская игра. В минус я бы отнес явное упрощение сути работы психотерапевтов, но, с другой стороны, это бы просто превратило проект в скучную псевдо-документалку о специфике профессии, интересную разве что профессиональному сообществу, тогда как сейчас мы имеем интересный и увлекающий любого зрителя сериал. Кстати, первый сезон был снят еще в 2018 году, но, как человек, давно порвавший цепи с телевизором, я про него ничего не знал, пока про него не спросил меня мой дорогой ВАТ. Спасибо за наводку, дружище.
Так что, если есть желание посмотреть современную российскую теледраму с интересными и вызывающими эмоции героями, снятую в духе психологического триллектива – «Триггер» самое оно.