Тема спустя десятки лет обрела популярность. Я не буду рассказывать о причинах. И без того всё понятно.
Прежде чем переходить к конкретным цифрам, хочу обратить внимание на один очень важный и, можно сказать, нравственный момент:
когда пишут про Великую Отечественную войну, то подчеркивают, что бойцы Красной армии сражались за Родину, люди в тылу, не жалея себя, работали на заводах и не только.
И это действительно было так.
Но всем платили деньги. Разные суммы. Вот тут-то люди из определенной социальной группы и заявляют: «Ага! Получается, что бойцы РККА сражались за деньги? Так выходит?»
Нужно четко понимать, как обстояли дела, как отвечать на этот вопрос. Родина, естественно, была прежде всего. А как иначе? Воевали именно за неё. За свое светлое будущее, за будущее потомков, чтобы не было на планете «коричневой чумы».
Но все же мы люди. И у каждого из нас есть ряд потребностей, которые сложно игнорировать. И у бойцов, которые защищали советскую родину, такие потребности были. Как иначе?!
Да, бойцов РККА во многих вещах обеспечивало государство: питание, обмундирование и снаряжение. А много ли нужно было бойцу Красной армии в годы Великой Отечественной? Еда, вода, табак. И фронтовые 100 грамм - время от времени. О большем никто не думал. Мечтали вернуться домой, поесть пищи, которую приготовила любимая женщина. Но речь не об этом. На фронте потребности были минимальны.
Но не нужно забывать, что у бойцов в тылу были семьи, которые требовалось содержать, потому что на отдаленных от линии фронта территориях с оплатой труда и снабжением было плохо. Выдавали карточки. Пайки были скромные. Платили небольшие деньги, но на них трудно было что-то купить – господствовал черный рынок.
Часто приводят пример с водкой, бутылка которой в 1945 году стоила 400 – 600 рублей. Для рядового бойца – деньги, которые он мог заработать за 50 месяцев. А это – 4,1 года. То есть за всю войну рядовой красноармеец получал денежное довольствие, которого едва хватало на бутылку водки. И поэтому тоже неправильно считать, что воевали за деньги.
Впрочем, размер «оплаты труда» у всех был свой.
Сколько платили денег
Коротко остановлюсь на этом вопросе.
Многое зависело от должности. Младшим командирам платили около 17 рублей. Среднему звену – 400 – 600 рублей, военным с должностью, соответствующей званию полковника – 1200 рублей. Генералы получали около 2600 рублей. А маршалы – 3600 – 4000 рублей.
Обращаю внимание на то, что ориентировались именно на должность, а не на звание. Просто я не стала перечислять все существовавшие должности. Указала только ориентир. Тема статьи ведь не про зарплаты, а про дополнительное вознаграждение – про поощрения.
Как поощряли
Например, командир танка за подбитую вражескую машину получал 500 рублей. Остальные члены экипажа – по 200. Выплачивали деньги и за ремонт оружия, техники. Тем, кто смог восстановить тяжелый танк, начисляли 1800 рублей. А за ремонт винтовки давали 2 рубля.
У Максима Кустова есть книга «Цена победы в рублях». Там содержится следующая информация:
· летчику и штурману за потопление вражеской подлодки начисляли по 10 тыс. рублей;
· если в самолете были другие члены экипажа, то они получали по 2,5 тыс.;
· летчику и штурману за потопление тральщика выплачивали по 2000 рублей, остальным членам экипажа – по 500 рублей.
То есть вознаграждали щедро. Например, сержант, который получал 17 рублей, мог подбить танк и получить 200 рублей – денежное довольствие за год.
Нюансы
Есть несколько вещей, которые нужно учитывать:
1. Большую часть денег бойцы отправляли в тыл родным. Для этого использовались банковские книжки и прочие документы.
2. Часть денежного довольствия оставалась в распоряжении Госбанка. Средства можно было получить наличными, но особо к этому – чтоб забрать все деньги – никто не стремился. Зачем? На фронте магазинов не было.
3. Часть средств обменивали на облигации военного займа. Советское государство таким образом привлекало денежные средства.
Поощряли бойцов не всегда. Потому что не всегда была возможность вести учет подбитой техники противника. Можно привести такой пример:
Советский танк оказался где-то на территории неприятеля, где своих нет, подбил две немецкие боевые машины, ушел на нашу сторону. Подвига никто не видел. А значит, поощрять не за что.