Корреспондент департамента информационной политики Белгородского госуниверситета Евгений Толмачёв занял 1 место в XII всероссийском литературном конкурсе «Хрустальный родник», в котором участвовали более 150 молодых авторов.
Торжественное подведение итогов состоялось в городе Орле, в библиотеке имени первого русского Нобелевского лауреата И.А. Бунина. Всероссийский открытый молодёжный литературный фестиваль-конкурс «Хрустальный родник» проводился в двенадцатый раз орловской областной организацией Союза писателей России при содействии управления культуры и архивного дела Орловской области и бюджетного учреждения культуры Орловской области «Орловский Дом литераторов».
Заявки для участия прислали 159 литераторов в возрасте до 35 лет из 42 российских регионов, а также из Беларуси, Казахстана и (на момент начала конкурса) Донецкой народной республики.
В первом туре члены жюри, среди которых были известные российские писатели и редакторы литературных изданий, назвали имена наиболее мастеровитых авторов. В шорт-лист, опубликованный в начале сентября, вошёл корреспондент департамента информационной политики Евгений Толмачёв, отправивший на престижный конкурс рассказы «Витюша», «Эльбрус» и «Матерь солдата», написанные в 2019 и 2021 годах. В итоге в номинации «Проза» на победу претендовали 17 авторов из Московской области, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Белгорода, Ростова-на-Дону и других городов и стран.
Кульминацией финальных мероприятий фестиваля-конкурса «Хрустальный родник» стала церемония награждения, на которой были названы имена лучших молодых авторов России. Победителем в номинации «Проза» признан Евгений Толмачёв.
По словам триумфатора «Хрустального родника», победа станет отличной мотивацией двигаться к новым достижениям.
– У меня были призовые места на всероссийских и международных конкурсах, и пришло время взойти на вершину, – подчеркнул Евгений. – Творчество в плане работы над собой чем-то напоминает спорт, ведь, чтобы побеждать, нужно быть постоянно в хорошей форме.
Отметим, что Евгений Толмачёв, как руководитель блока работ проекта «Создание креативных пространств в молодёжной среде» платформы «Университет без границ» программы стратегического развития вуза «Приоритет-2030», сам является наставником студентов НИУ «БелГУ», которые уже на протяжении нескольких месяцев занимаются в университетской литературной мастерской.
Мы публикуем один из рассказов Евгения Толмачёва.
Эльбрус
Иван Иваныча Опрышко я прозвал за глаза Эльбрусом. С этим человеком пенсионного возраста мы работали в одной газете. Стоит сказать, что такое оригинальное прозвище было придумано вовсе не из-за превосходной физической крепости или невообразимой красоты Иван Иваныча. Всё заключалось в его старомодном пиджаке, на плечах которого, словно снеговые шапки на двух вершинах славного Эльбруса, лежала перхоть. Иван Иваныч по образованию был инженером, но в силу обстоятельств, выбрал иной путь, став фотографом. Период его бурной деятельности пришёлся на 80-е годы прошлого столетия, а теперь он занимал должность фоторедактора и поучал молодых.
– Дорохие товарищи, – с малороссийским акцентом обращался Иван Иваныч к нам, молодым. – Нас тогда никто не учил, мы сами осваивали сложную технику. Сейчас вам проще: сейчас техника сама за вас всё делает, а вы только кнопки нажимаете.
С ностальгией и блеском в глазах он часто вспоминал романтику работы фотографа ушедших десятилетий – первомайские демонстрации, коллективные снимки, и, в особенности, комнаты с магическим красным светом, в которых проявляли фотографии. Иван Иваныч жил прошлым. И, вероятно по этой причине, не умел пользоваться компьютером. Но, коллектив без него – худого, сутулого, временами ворчливого, нельзя было представить: уж очень мы привыкли к его рассказам и отеческому отношению. Да и советы для начинающих он давал полезные – не обрезать по суставам, фокусироваться на глазах и так далее. Когда приобретался новый фотоаппарат, и для порядка его должен был проверить фоторедактор, то Иван Иваныч как бы пренебрежительно говорил:
– Ну что ехо смотреть? Что ехо в руках вертеть? Я на тако-ом оборудовании в своё время трудился, против которого этот ваш японский аппарат мелко плавал…
Завершив тираду, Иван Иваныч давал поручение опробовать технику, а сам, точно стыдясь, втянув голову в плечи и широко размахивая руками, спешил скрыться в своём тесном кабинете.
…Победил я в региональном конкурсе фоторабот. Первым, как полагается, поздравил начальник – Иван Иваныч.
– Ну что, Антошка, дорохой мой, – сказал он, наигранно улыбаясь. Тон у Иван Иваныча был снисходительно-завистливый. – Поздравляю, поздравля-я-яю! Но ты этот успех поскорее забудь, забудь, понял? И давай двихайся дальше. А теперь (на этой фразе начальник торжественно оглядел коллектив – смотрят ли на него) я пожму тебе руку!
Спустя полгода произошла реорганизация издания. Был назначен новый главный редактор – молодой, прогрессивный – сын крупного местного бизнесмена, который взялся спонсировать газету, вскоре превратившуюся в успешный журнал. Новый шеф ввёл премии, повысил зарплаты, и разработал обширную систему штрафов. Он омолодил кадры, в том числе отправив на заслуженный отдых Иван Иваныча. Вскоре о нём стали забывать, как будто его и не было…
…Летом в выставочном зале проходила фотовыставка под распространённым названием «Мастера репортажа». Один из корреспондентов нашего журнала получил задание написать о ней. Каково было его удивление, когда среди корифеев фотографии он увидел Иван Иваныча – нашего Эльбруса, над которым все когда-то смеялись, считая его абсолютным ретроградом. Причём он был едва ли ни главной фигурой события наряду с известными «крутыми» фотохудожниками города, предоставив для экспозиции несколько десятков своих фоторабот, которые долгое время припадали пылью в его квартирке.
– Иван Иваныч, так вы здесь оказывается виновник торжества! – весело обратился к нему корреспондент, который удивился тому, в каком свете предстал перед ним позабытый Эльбрус.
– Ну, что ж, дорохой мой, – сказал растроганный Иван Иваныч, стараясь держать себя строго, как учитель. – Надо ж и нам, старикам, рассказать, как мы жили и работали. Вот смотри – моя первая журналистская работа: Олимпиада одна тысяча девятьсот восьмидесятого хода, Лужники, бех на 400 метров…
Иван Иваныч подробно рассказывал предысторию появления каждой фотографии, а корреспондент невольно представлял, как в фотолаборатории человек был увлечён творчеством, для которого, очевидно, и пришёл в этот мир. А откуда-то сверху струился магический красный свет…