Найти тему
Бери в жизнь лучшее!

Как путешествие может все изменить. Часть 7.

Начало здесь.

Предыдущая часть здесь.

С чего начинался город

Второй день в Петербурге тоже начался рано. Катя с бабушкой снова вышли ни свет ни заря побродить по безлюдному Невскому проспекту.

- Петропавловская крепость - вот с чего начинался город, - как всегда неспешно делала "подводку" к наступившему дню бабушка. - Вообрази себе: у России шла война со шведами, Петру Первому был жизненно необходим опорный пункт, твердыня, от которой бы во все стороны пошли крепости для защиты новых земель.

Петропавловская крепость. Момент выстрела.
Петропавловская крепость. Момент выстрела.

- Ему нужен был выход к Балтийскому морю и поэтому он торопился закрепиться на этих берегах, я помню, - вклинилась Катя в монолог.

- Да, а ты знаешь, что на тот момент это были шведские земли?

Заметив, как внучка качает головой, Лидия Васильевна хмыкнула:

- Вообрази себе дерзость: явиться на земли другого монарха и начать там строительство своего города! Отличный план!

-Мы захватчики, получается?

- Нет, эти земли исконно не были шведскими. Но Петр Первый не только хотел вернуть историческую справедливость, ему нужно было Балтийское море. Поэтому было важно направить все потоки сюда - на болотистые берега Невы.

На подходе к Петропавловской крепости бабушка остановилась на мосту так, чтобы было поближе к знаменитому зайцу и выудила из сумки кошелек с мелочью.
Заяц Арсений у входа в Петропавловскую крепость. Фото заимствовано из Интернета.
Заяц Арсений у входа в Петропавловскую крепость. Фото заимствовано из Интернета.

- Да ладно, ты что, хочешь пополнить воду монетками?

- Имею право, да и туристическая традиция позволяет! Катя, не говори под руку, а то я не попаду в Арсения!

- В кого?

- Это Арсений, - Лидия Васильевна наконец угодила рублем в деревянный пятачок перед зайцем. - Так зайца зовут. Остров, на котором построили крепость, назывался Енисари, вот название и переиначили в имя. Все, теперь надо только ждать, чтоб сбылось. Будешь кидать монетки или ты у меня взрослая?

- Не буду, всего, что мне нужно, я и сама добьюсь. Что же ты загадала?

- Не скажу, а то неинтересно будет. Поведаю, когда сбудется. Ну, вперед, на бастионы!

В этот раз Лидия Васильевна с Катей решили заказать индивидуальную экскурсию по Петропавловской крепости. Энергичная Валя понравилась им еще по онлайн-экскурсиям, поэтому, планируя поездку, Катя связалась с девушкой через интернет. Под неспешный рассказ они прошли ворота крепости - Валя рассказала, что изображение над проходом называется "Низвержение Симона-волхва".

- Параллель проста - по сюжету язычник Симон смог воспарить над людьми с помощью колдовских сил. Видите, там бесы? Вот они и есть олицетворение зла. Но благодаря молитвам апостолов Симон был сброшен с небес. Под падающим Симоном подразумевался сам шведский монарх, посрамленный в битвах Петром Первым. Аллегорический смысл заключается в том, что победа Петра над шведским королем Карлом XII представлялась победой Света над Тьмой. Обратите внимание, что волхв падает прямо на Петропавловский собор.

- Обожаю аллегории, - восторженно прошептала бабушка на ухо Кате.

- Две статуи по бокам от прохода олицетворяют Храбрость и Благоразумие, - продолжала Валя, - те качества царя и его армии, что помогли одолеть шведов.

Настоящая экскурсия обладает одним важным свойством - экскурсант растворяется во времени, полностью забывая о современности. Лидия Васильевна и Катя завороженно слушали, как Петр Первый повелел построить в крепости "образцовые дома" - царь не хотел, чтобы его будущий любимый город был застроен как попало. Нет уж, раз решился строиться в Петербурге на бесплатной земле (а тогда земли раздаривались), будь любезен сходить в Петропавловскую крепость и посмотреть, каким должен быть твой дом. Лучше построиться можешь, а хуже - ни-ни.

С замиранием сердца прослушали историю о здании гауптвахты и Плясовой площади (место, где наказывали солдат). Чего только не придумало человечество, чтобы мучить себе подобных! От одной этой картины (столб с прикованным человеком, переминающемся с ноги на ногу от боли, стоящем на острых кольях) становилось не по себе. Эта чудовищная подробность напоминала, как много разделяет современных людей от их предков, считавших допустимым такое наказание. А ведь всего три века прошло!

Катя с удивлением узнала, что в Петропавловскую крепость угодил секундант Пушкина на роковой дуэли, Данзас. Друга поэта посадили на гауптвахту, должны были казнить, но, к счастью, помиловали. Правда, лишив дворянского титула и отправив на Кавказскую войну.

М-да. Такое себе помилование.

Даже человек далекий от истории слышал, что Петропавловская крепость использовалась как место заключения государственных преступников.

Катя и Лидия Васильевна проследовали за Валей в музей-тюрьму Трубецкого бастиона.

В двухэтажном здании были оборудованы 69 одиночных камер.

- В девятнадцатом веке вы могли оказаться в этих стенах как подследственный и как каторжанин, - Валя говорила вполголоса. - Если человек оказывался под следствием, то есть его участь еще решалась, ему разрешалось встречаться с родными, читать различные книги, приносимые с воли, а также покупать еду за деньги. Каторжане лишались всех этих "привилегий". Им запрещались даже прогулки. Прежде чем увидеть белый свет после прибытия сюда в качестве каторжника, человек должен был просидеть безвылазно полгода. Единственная книга, доступная для чтения - Библия. Не зря говорили, что в бастионе практиковались два вида пыток: пытка тишиной и пытка бездельем. Может показаться преувеличением, но на деле, сумасшествие в стенах Петропавловки стало обычным делом. Тишина давила. Люди привыкли находиться в обществе, а, оказавшись в четырех стенах без конкретного занятия и возможности поговорить, впадали в отчаянье.

Валя перевела дух.

- Наверное, узников немало угнетал тот факт, что они не знали своего будущего, - предположила Катя.

- Да, ведь их судьба оказывалась в руках императора. Только он мог повлиять на участь заключенного. Даже если суд оправдывал человека, то это не становилось гарантией освобождения. Император мог оставить человека в застенках. И если решение по делу менялось, то для каторжника это становилось неожиданностью.

Валя, подведя женщин к витрине с экспонатами, рассказала об одежде заключенных. Подследственные носили светлые просторные рубашки и штаны, в то время как форма каторжников имела грубый бурый оттенок. На спине куртки виднелся красный ромб - метка, куда стрелял бы охранник при попытке бегства каторжника. Ручные и ножные кандалы с котами (ботинками каторжников) довершали эту безрадостную картину.

Валя показала разные камеры Петропавловской крепости.

- До 1879 г. заключенные содержались вот в таких условиях...

Катя и Лидия Васильевна с удивлением разглядывали довольно-таки просторное помещение со светлыми стенами. Стол, стул, кровать, умывальник... Неплохо для государственных преступников!

- В 1879 г. произошел тюремный бунт. Он стал следствием поступков администрации - ухудшилось питание, которое и так было не ахти. Заключенные изуродовали свои одиночки так, что мама не горюй: перевернули все верх дном, сорвали обои, разломали столы, стулья. Но ничего этим не добились: недовольство жестоко подавили, избив всех бунтующих, после чего жандармы занялись переоборудованием камер.

Пройдя дальше, Валя пропустила путешественниц вперед. Они попали совсем в другую камеру. Вот здесь уже совершенно отчетливо пахло безысходностью: кровать привинчена к полу. Стула нет. Стол привинчен. Стены имели отвратительный блекло-серый оттенок. И опять же, тишина словно стискивала уши: Валя нарочно сделала паузу, призвав к молчанию своих спутниц, чтобы ощутить атмосферу того времени.

- Заключенные ничего не слышали из-за звукоизоляции, не знали , что происходит в коридоре. Смотрите, в двери камеры установлен зеркальный глазок, к которому в любой момент мог подойти жандарм. Психологически этот факт очень травмировал узников. А если еще представить, что в этих стенах оказывались женщины! Одна из них не выдержала такого обращения - Мария Федосеевна Ветрова.

Когда ей принесли керосиновую лампу, она облилась керосином и подожгла себя. Спасти несчастную не удалось, от полученных ожогов девушка скончалась.

Мария Федосеевна Ветрова (1870 - 1897 гг.). Фото заимствовано из Интернета
Мария Федосеевна Ветрова (1870 - 1897 гг.). Фото заимствовано из Интернета

Лидия Васильевна остановилась около одного портрета.

- Катюша, посмотри, это совершенно удивительная личность!

Николай Александрович Морозов (1854 - 1946 гг.). Фото заимствовано из Интернета.
Николай Александрович Морозов (1854 - 1946 гг.). Фото заимствовано из Интернета.

Валя утвердительно мотнула головой:

- Да, Николай Александрович Морозов - довольно известный революционер. Был уверен в необходимости постоянного террора как политического рычага. Правда, в итоге сам лично никогда не участвовал ни в каких терактах. Занимался просвещением крестьян - вел антицарскую пропаганду, за что и попал впервые в поле зрения полиции. В общей сложности отсидел в разных тюрьмах 26 лет! Он говорил, когда заходила речь о возрасте, что из количества прожитых им лет следует вычитать срок, проведенный в заключении. Интересный момент: супруга Морозова оказалась младше его на те же самые 26 лет.

-То есть, по мнению Морозова, они были ровесниками, - подытожила Катя.

- Я читала, что, сидя в Петропавловской крепости, он заболел туберкулезом и смог самостоятельно вылечиться! - Лидия Васильевна вопросительно посмотрела на Валю.

- Да, есть такие сведения. Еще он якобы победил цингу, но мне кажется, это заслуга не совсем его: заключенным с определенного периода разрешили выращивать овощи на тюремной земле. А это, как ни крути, дополнительные витамины и питательные вещества. Если туберкулез возможно победить дыхательной гимнастикой (как пишут о Морозове), то с цингой я слабо себе представляю, как он мог без дополнительного питания ее преодолеть. Ну, а продолжительность его жизни говорит сама за себя: проведя столько лет в заключении, он словно умел останавливать время. Прожил 92 года!

Бегло осмотрев карцер, заглянув в тюремную баню, путешественницы во главе с гидом покинули это жутковатое место.

Петропавловский собор особенно интересовал Лидию Васильевну и Катю. Валя обратила их внимание на закрепленные на стенах храма знамена побежденных неприятельских городов. Изначально Петропавловский собор задумывался как храм воинской славы.

- Подумать только, перед нами - вся династия императоров, - бормотала бабушка, следуя за Валей от одного надгробия к другому. Катя старалась не пропустить ни одного слова, так ей было интересно: оказывается, Петр I не сразу был погребен из-за недостроенного Петропавловского собора, а лишь через шесть лет (покоиться он желал именно в соборе). Петра III перезахоронил здесь рядом с матерью, Екатериной II, император Павел (чему сама Екатерина точно была бы не рада, но это не остановило "любящего" сына). Даже в этом последнем пристанище русских монархов не обошлось без семейных разборок!

- Цветные надгробия принадлежат императору Александру II и его супруге - Марии Александровне, - продолжала Валя. - Под зеленым саркофагом из алтайской яшмы похоронен император, под розовым, из уральского родонита, - императрица.

В чем прелесть индивидуальной экскурсии? В том, что всегда можно попросить гида дать небольшую паузу.

- Знаешь, Кать, о чем я думаю?

- Кажется, да. О разной судьбе?

- Конечно! Мы смотрим на эти надгробия несколько безучастно (особенно, когда плохо знаем историю). Но стоит вспомнить, что под надгробием оказывались люди, которые не успели что-то завершить, кого-то любили, до чего-то хотели дожить... Это не просто место захоронения монархов, это кладбище несостоявшихся исторических событий.

Внучка кивнула:

-Вот взять Петра I - думаю, он бы продолжал укреплять позиции России среди соседей.

- Вот-вот. А после его смерти что началось? Перевороты, интриги, отсутствие сильной правящей руки вплоть до Елизаветы Петровны! И все это сказывалось на людях, целых 16 лет. Треть жизни человека того времени.

- Или Александр II... Обретя вторую семью, он ведь хотел передать трон сыну, чтобы самому насладиться спокойным счастьем с любимыми людьми... Не успел. И все-таки они счастливцы, по сравнению с тем же Иваном Антоновичем, умерщвленном в Шлиссельбургской крепости. Кстати, он тоже здесь похоронен?

- Точное место захоронения неизвестно,- вмешалась Валя. - Но предполагают, что "известный арестант", как именовали свергнутого императора Ивана VI, покоится в Шлиссельбургской крепости. Еще одна загадка истории.

Небольшое пояснение, чтобы напомнить, кем приходился Иван VI дому Романовых. Петр Великий первые года правил совместно с единокровным братом Иваном V, у которого было несколько детей. Одна из его дочерей, Екатерина Иоанновна - бабушка Ивана VI. Получается, он - правнучатый племянник Петра Великого, если можно так выразиться.

Экскурсия закончилась раньше двенадцати, но Катя с бабушкой дождались пушечного выстрела, оставаясь на территории крепости. Несмотря на прикрытые уши "бумкнуло" так, что путешественницы охнули.

- Знаешь, внука, мне ужасно хочется записать каждую секунду нашей поездки. Настолько здорово чувствовать, что в этом городе все пропитано историей, событиями, что хочется все сфотографировать, заснять и унести.

- Думаю, похожие чувства испытывают туристы, отковыривающие камешки от зданий, - прокомментировала Катя. - Даже если тебе очень захочется, давай не будем так делать.

- Да ну тебя, Катюха, я даже не собиралась ничего отковыривать! Ну, может только если этот камешек с дороги Петропавловской крепости забрать...

- Бабушка-а!

- Шучу, шучу.

День раскалялся. Лидия Васильевна и Катя хотели посетить Эрмитаж и Кунсткамеру, но погода намекала на совсем другое времяпровождение.

- Эх, сейчас бы на пляж...

- А кто нам мешает? - бабушка воодушевленно хлопнула Катю по плечу. - Давай в эти полдня смотаемся в Комарово. Всегда хотела посмотреть на место, о котором так зажигательно пел Игорь Скляр.

- Хм, у нас нет купальников... хотя это не проблема. Давай бегом в магазин и на электричку!

Электричка, уходящая с Финляндского вокзала, отъезжала полна-полнехонька. Хорошо, что они успели на "Ласточку" - следующее отправление было бы почти через полтора часа.

- Прекрасно, - ворчала Катюха. - Мечтали удрать от людей и залезли в самую кучу-малу!

- Эй, ворчание - привилегия моего возраста! Лучше изучай в окне природу, время быстрей пойдет.

48 минут и впрямь пролетели быстро.

И наконец - вот оно!

- На недельку, до второго...- тихо напевала Лидия Васильевна, бодро шагая с горки к пляжу.

-6

Какая теплая вода! Заход оказался такой пологий, что Катя, бредя по щиколотку, отошла довольно далеко от берега.

Глубина на расстоянии больше пяти метров от берега. Здесь сантиметров 20-30, не больше.
Глубина на расстоянии больше пяти метров от берега. Здесь сантиметров 20-30, не больше.

Оглянувшись, даже не поверила.

По человеку видно, как тут мелко. Отошли далеко, а мужчине даже до пояса вода не достает.
По человеку видно, как тут мелко. Отошли далеко, а мужчине даже до пояса вода не достает.

Для детей было раздолье - мамы и папы смело заводили мелюзгу далеко в воду, не опасаясь за своих чад благодаря смешной глубине.

Позагорав и поплавав (для чего надо было прошагать довольно прилично метров от берега), путешественницы единодушно признали, что это оказалось верным решением - посвятить часть дня Балтийскому морю.

Возвращаясь к электричке, Катя все думала, что же ей такое напоминает цвет воды в Комарово.

"В Аргентине есть река Ла-Плата, чьи воды пугают незнающих путешественников - кажется, вот грязища-то! А секрет прост - на дне глина. Воды реки, смешиваясь с ней, становятся светло-кофейного цвета".

Катя словно услышала заново эти слова Жени. Как он интересно рассказывал про Буэнос-Айрес, как вкусно мечтал об этой незнакомой земле! Да что там столица Аргентины, как было бы волшебно пройтись с ним здесь, в Комарово, в этих волнах цвета крем-брюле. Ведь главное - не где, главное - с кем... "Эх, Женя, Женя, почему ты никак не можешь оставить мой бедный мозг в покое?"

После насыщенного жаркого дня бабушка с Катей засели в кафе. Лидия Васильевна изучала в меню раздел с лимонадами:

-Катюша, как думаешь, сочетание "манго-маракуйя" нас не травмирует?

- Вряд ли, бабуль, - улыбнулась внучка. Ей чрезвычайно нравилось наблюдать, как бабушка изучает современную кухню. - Это обычное сочетание тропических фруктов. Правда, я сама такое никогда не заказывала. Да и перепробовать все вкусы современных пирожных, тортов, мороженого, лимонадов и прочих сладостей просто невозможно. "Алоэ с облепихой", "орех-пекан со свекольной ботвой" - такого напридумывают, только успевай дегустировать!

- А что-то совсем несладкое тут есть из напитков?

- Ну, давай возьмем имбирный лимонад без сахара, должно быть съедобно.

В ожидании заказа Катя спросила:

-Как ты все-таки думаешь, насчет Ивана VI... Почему нельзя было его отпустить на волю? Или как-то приблизить к себе, чтобы был под присмотром? Он ведь был совсем маленький! Что мешало воспитать из него помощника?

Бабушка помолчала.

- Понимаешь, все не так просто. Хоть Иван Антонович просидел всю жизнь взаперти в разных тюрьмах, но фактически он был незаконно свергнутым монархом. Его убили при попытке освобождения в .... 1764 г., если не путаю.

У коменданта крепости были такие инструкции. Если бы кто-то старался вызволить арестанта, даже принеся императорский указ об освобождении, все равно исход для узника был один - смерть. В это время правила Екатерина II, а она сама, как ты помнишь, не совсем законно оказалась на троне. Как же она могла не опасаться?..

- Иван Антонович был не совсем здоров. Еще бы, кто сможет сохранить здоровье и ясность мышления, просидев всю жизнь с самого детства в тюрьме! Без людей, без любви, оторванным от всего мира. И даже без надежды на обычную жизнь. Что Елизавете, что Екатерине мешал страх. Боязнь свержения. Читая историю, не могла не отметить, что многие их поступки были направлены на улучшение жизни людей. При Елизавете отменили смертную казнь, при Екатерине появлялись новые города, снизилась смертность от оспы. Удивительно: не побоялась себе привить оспу, но боялась несчастного юношу, которого при всем желании нельзя было представить правителем. Воистину страх уродует душу человеческую.

- Кать, мы с тобой рассуждаем как обычные люди. Они все-таки правили огромной империей. Но я с тобой согласна. Меня тоже всегда возмущала эта чудовищная несправедливость - невиновного человека держать в темнице, только за то, что ему не посчастливилось родиться в такой семье.

- Если бы он был такой единственный! Уверена, что мировая история изобилует такими случаями. Когда сам человек ничего не натворил, но вот его происхождение делает его опасным для царя/короля. Железная маска, например.

- Историю не изменить, Катюша. Зато сейчас мы можем судить о том времени по поступкам наших императоров. Давай, ты первая пробуешь лимонад! А через час и я попробую...

- Бабуля, он нормальный!

- Ладно, ладно, шучу я. Давай выпьем за то, чтобы люди умели преодолевать свои страхи!

- Согласна, за это - до дна!

Продолжение следует.

Часть 1. Все начинается с идеи.

Часть 2. Что нужно для счастья?

Часть 3. Штрихи к плану.

Часть 4. Как Катя мирила семью и познавала прелесть одиночества.

Часть 5. Красивый пушистый зверь подкрадывается незаметно. Наконец-то, в путь!

Часть 6. Три подарка Санкт-Петербургу.

Часть 8. Сияющая громада алых парусов белого корабля. Место встречи забывать нельзя.

Часть 9. Билет "Средневековье и обратно" с уверенным курсом на счастье.

Часть 10. Когда сказка сбывается.

Часть 11. В которой герои испытывают благодарность.

Часть 12. Петербургская ночь.

Часть 13 (Финал). Когда любимый город становится другим.

#путешествие #рассказ #санктпетербург