Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребёнка?
Моторные центры речи в коре головного мозга находятся рядом с моторными центрам пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь, общее развитие ребёнка и влияет на его интеллектуальные способности. Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики.
Существуют самые разнообразные формы повседневных занятий по развитию движения пальцев:
- Ира с мозаикой;
- Лепка пластилином, солёным тестом, глиной;
- Работа с бумагой: рваная аппликация, складывание, вырезание и наклеивание бумаги, оригами;
- Игры с крупой, семенами: пересыпание круп из одной ёмкости в другую, разбор разных видов круп, выкладывание из крупы изображений;
- Действия с водой: переливание воды из одной ёмкости в другую;
- Действия с песком: пересыпание песка, лепка из сырого песка;
- Действия с мелкими игрушками;
- Действия с пуговицами: застёгивание, расстёгивание;
- Действие с верёвочками: завязывание и развязывание узлов, бантиком;
- Рисование на бумаге в разных техниках: традиционными способами и нетрадиционными способами;
- Показ пальчикового театра;
- Конструирование из лего.
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение пальчиковой гимнастики приводит к возбуждению в речевых центрах мозга, то есть стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Мы тренируем ребенка концентрировать своё внимание, он приобретает навык усидчивости.
4. Если на пальчиковые упражнения придумать стишки, то речь ребёнка станет более чёткой и ритмичной. Также тренируется память.
Благодаря этим простым играм кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, ловкость и гибкость, а это облегчит овладение навыком письма.
5. Тренировка движений пальцев и кисти рук повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Примеры упражнений:
- Котёнок
Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)
Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)
Ой, мы видели котенка! (хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)
У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)
На лапках - острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)
Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать ! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)
- Апельсин
Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один. (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)
Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)
- Дни недели
В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём "пирожки")
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)
- Камень-ножницы-бумага
Наверное, все слышали про эту простую игру: «Камень-ножницы-бумага раз, два три». Она слегка недооценена родителями, ведь это прекрасная возможность развлечь ребёнка и потренировать его моторику. Следите за качеством выполнения фигур. Пусть сначала покажет вам левой, а потом правой ручкой, как он изображает:
· Камень ( кулачок собран)
· Ножницы (указательный и средний палец вытянуты вверх, мизинец и безымянный прижаты к ладони большим пальцем)
· Бумага ( ладонь должна быть в тонусе, пряма и четкая)
Обратите внимание
Следите за тем, как ребёнок застегивает пуговки, как держит ручку, ложку. Очень часто постановка руки неверная. Но есть специальные приспособления, которые облегчат вашу работу родителя из можно найти в магазинах города или в интернет-магазинах.
Помогут подобные приспособления:
На Wildberries: Артикул: 8822499
На Wildberries:
- Артикул: 23796322
- Артикул: 18840700
Автор: А. Соколова, психолог