Не могу короче обозначить. Сказать, что это просто про еду — лишить вас удивления от истории. Да и даже соврать, потому что это не просто про еду, а про… Написала слово и стёрла, опомнившись. Ограничить за него могут статью, а не хочется)) Как вариант: про еду, которую если не ел, считай, в Иордании не был, и про огненно-ледяную судьбу одного экспоната из Лувра.
Мансаф — кулинарный шибболет**
Начнем с почти трех тысяч лет назад, с 9 века до н.э. Земля здешняя, ныне иорданская, примерно посередине между Акабой и Амманом, а тогда — царства Моав во главе с царем по имени Меша, а по-библейски Меса. В соседях у царства были сыны Израилевы, донимавшие его воровством, нападениями на моавитян, "забывчивостью" договоров о мире и попытками, иногда удачными, откусить себе кусок моавитской земли.
Допекло! Меша начал готовиться к большой воспитательной операции с целью деразбойнизации израильтян. Однако достойной контрразведки у Меши не было, а потому сильно опасался он израилевых шпионов в своем народе. Вот тогда-то этот неглупый царь моавитянскую "паляныцю" и придумал.
Вы только оцените идею!
Израилевы законы Меша отлично знал и на основе одного из строжайших запретов — смешивать мясо с молоком (то самое "не вари козленка в молоке матери его") — придумал тотальную проверку своих людей на иудейство. Вот такую: приготовить всем баранину, сварив её в прокисшем овечьем молоке и подав с булгуром.
Придуманное блюдо назвал "мансаф", по смыслу – нечто разрушающее, уничтожающее.
Есть вариант: название возникло позже, мол, мансаф — слишком питательный разрушитель ЗОЖ))
Приготовили, съели и одобрили. Все, кого Меша проверял и с кем собирался победить Израиль. Сомнения были отброшены, поход начался, сыны Израиля разгромлены, свои земли возвращены.
Теперь по всему Моаву варили мансаф в знак победы! И именно оттуда, пожалуй, пошла традиция того, КАК этот мансаф надо есть. А делать это надо так, что большинство не арабов закатывает глаза и... Ну, уж кто как из положения выходит))
Что такого страшного?
Дело в том, что даже сегодня, когда уже почти век, как несколько осовременилась рецептура мансафа, есть его в иорданской традиции принято только руками. Рукой. Одной правой рукой несколькими людьми одновременно из одного большого блюда.
Подлить на свой уголок мансафа соус из джамида (высушенного твёрдого солёного йогурта), тремя пальцами провернуть фокус по лепке шарика из мяса и риса (да, булгур в мансафе ушёл в прошлое) и, не вымазав морду лица соусом и рисом, отправить этот шарик в рот.
ТАК я ела мансаф лишь единожды, и то сама шариков не лепила, орудовала кусочками лепёшки. Причём двоих-то сотрапезников я знала, а третьего видела первый раз в жизни и была совсем не в курсе ни его анамнеза, ни степени чистоплотности))
Но — назвался груздем, как говорится, значит, лезь! Тем более тот мансаф и готовили-то лично для меня, и в фантастически красивое место на природе привезли его тоже именно ради меня. Разве можно было отказаться?
Но могут это вынести не только лишь все, как я, например, никогда не смогу вынести млюхию! Но это будет другая история...
Что ж, про мансаф достаточно, вы уже оценили и его историю, и значимость (да, это главное блюдо Иордании, праздничное, свадебное, для дорогих гостей). А что там про Лувр? Вот ни разу не слышала, чтобы гиды мансаф с Лувром связывали, а зря!
На фото выше — копия археологического сокровища, оригинал которого упёрли с собой французы для своего Лувра. Европейцы немало иорданских сокровищ упёрли по своим музеям, особо с историческими правами бедуинов не церемонясь.
Это стела Меши — камень из чёрного базальта 124 см высотой, 71 см шириной и 60 — толщиной. На ней как раз высечены история мансафа победы царя Меши над сынами Израиля ("и Израиль гибелью погиб вовек"), успехи царского руководства в строительстве крепостей, башен, городов, дорог и водоемов и прочая, и прочая... В общем, рукотворный памятник царя Меши о подвигах самого себя, за каковой ему большое спасибо!
Нашел эту бесценную стелу эльзасский священник Фредерик Клайно в 1868 году в Дибане (библейский Дивон, столица Моава), что неподалеку от иорданской Мадабы. Нашел и, само собой, вознамерился ее у бедуинов забрать и отвезти в правильную цивилизацию. Причем была она тогда в совершенно прекрасном целом состоянии, а не такая "погрызенная", как сейчас.
Однако у бедуинов племени Бани Хамида были свои соображения о принадлежности стелы, и раз они не могли её отстоять, то решили: "так не доставайся же ты никому!" Нагрели на огне, плеснули холодной водой — камень треснул, ему помогли рассыпаться на куски помельче.
И все же человечеству повезло: теперь спасибо юному археологу Клермон-Ганно, который провернул целую шпионскую операцию с вербовкой местного араба для задания по снятию оттиска с целой тогда еще стелы. История тоже была бурная, со стрельбой и маскировкой, но в итоге закончилась для человечества хорошо: куски стелы с самой длинной надписью железного века собрали, и благодаря оттиску камень восстановили. Вот он-то теперь и есть в Лувре, а мои фото - копия из музея замка Карак в Иордании.
Всё, теперь вы при случае можете хитро спросить у гида, рассказывающего про стелу Меша: "А почему вы про мансаф от царя Меши" не сказали? ")))
И, помня про местную поговорку о "разделении мансафа", у которой тот же смысл, что у нашего "преломить хлеб", не отказывайтесь, если вас угощают.
**Шибболет — библейское выражение, обозначающее обычай ли, традицию ли, выбор формулировки или даже одного слова, по которым отличают одну группу людей от другой. Своего рода пароль, речевой или не речевой.
#иордания #традициинародовмира #арабскаякухня #историядревнеговостока