Продолжаем разговор о научно-популярной литературе. Выбор темы книги или канала связан не только с интересами автора, но и с интересами читателей. А что делать, если автор, увлечённый определённой темой, хотел бы писать именно по ней, а читателей она не слишком привлекает. Точнее, кого-то, может, и привлекает, и автор рано или поздно найдёт единомышленников на просторах интернета. Однако их будет не так-то много, чтобы издательство посчитало книгу перспективной. К тому же встретиться автору со своими читателями непросто, а значит, теме нужна будет хорошая реклама для привлечения внимания, или автор должен запастись терпением, так как довольно долго придётся писать в пустоту. У многих ли хватит этого терпения или денег на рекламу? Лучше попробовать адаптировать тему к интересам читателей.
Способов адаптации много, но все они, так или иначе, требуют некого компромисса, уступки массовым увлечениям почтеннейшей публики. Если же вы человек бескомпромиссный и сторонник строгой академической науки, то научно-популярная литература — это не ваша сфера. Лучше писать научные монографии для узких специалистов и издавать их на свои деньги или (если повезёт) на деньги какого-нибудь Учёного совета. А научно-популярная литература — это всегда компромисс между научностью и популярностью.
Совет первый
Найдите точки соприкосновения вашей проблемы с массовыми интересами. В любой самой узкой теме можно найти выходы на актуальную, популярную проблематику. Наука же, в конце концов, призвана решать практические задачи. Вот и подайте материал по теме с точки зрения его практической пользы, понятной широкой читательской аудитории. Например, автор интересуется биологией головоногих моллюсков. Можно рассказать о содержании полезных веществ в мясе кальмаров, об их роли в экологии или ещё что-то. Я вообще не специалист ни в биологии, ни в головоногих моллюсках. Не знаю, что они ко мне привязались.
Совет второй
Обратитесь к познавательному интересу массовой аудитории, сделайте акцент на «вау-эффекте», то есть на каких-то необычных фактах, тайнах, загадках. Например, на интеллекте головоногих, который, возможно, не уступает приматам. Или можно рассказать об истории отношений человека с кальмарами и осьминогами, о поклонении древних людей гигантским глубоководным обитателям, о легендах, например, о кракене. Это не значит, что писать нужно только об этом, но стоит позаботиться о привлечении внимания читателей, и время от времени подкидывать им такие статьи, соответствующие массовому интересу.
Что касается книги, то тут тоже можно выделить разделы, интересные для неспециалистов, и отразить это в названии. Например, «Кракен: мифы и реальность», «Гигантские спруты: существуют ли они в реальности», «Родственники Ктулху» и т. д. Это никак не исключает освещение и научной проблематики. Но должно быть оптимальное сочетание научной и популярной информации, что и является залогом успеха книг и статей этого жанра.
Совет третий
Расширяйте тему за счёт включение смежных областей знания. Вообще, всё самое интересное всегда находится на стыке наук. Оставлю в покое осьминогов с кальмарами, я им уже, наверное, надоела. В качестве примера приведу мой второй канал "Ловец слов". Он посвящён проблемам лингвистики, этимологии слов и их семантике. Это, конечно, не биология головоногих моллюсков, но тоже не самая массовая проблематика. Что я сделала, чтобы расширить читательскую аудиторию? Ввела, например, раздел «Кулинарная лингвистика» о различных названиях старинных кушаний, продуктов и специй. А тут и старые рецепты к месту оказались. Или раздел «Модные слова» — это не то, о чём вы подумали, а статьи о названиях старинной одежды. Как здесь без истории костюма обойтись? Ну, в общем, вы поняли. Не бойтесь залезать на чужую территорию. Но, конечно, на этой территории стоит хоть немного ориентироваться.
Совет четвёртый
Обратите внимание на форму подачи информации. Встречаются авторы, которых с удовольствием читают, даже если тема статьи или книги (но это реже) не совпадает с интересами. Просто нравится стиль. Для научно-популярной литературы важно выбрать не слишком научную форму подачи информации, но и не художественную. В ней смысл может утонуть в метафорах и красивостях. Я бы сказала, что научно-популярному жанру ближе публицистический стиль с оттенком разговорного, приправленный небольшой порцией юмора и иронии. Допускаются элементы простонародной лексики, вводные слова, жаргонизмы (но не обсценная лексика), диалектные словечки. Но они должны быть к месту и не стоит ими злоупотреблять. Иначе возникнет ощущение нарочитости или ещё хуже — бескультурья.
Представьте, что вы рассказываете интересную для вас информацию своим знакомым. И ваша задача их заинтересовать. Вот как рассказывали, так и запишите, а потом отредактируйте, убрав лишнее.
Думаю, эти советы будут полезны тем, кто решит заняться популяризацией науки. Но, возможно, вы добавите что-то из своего опыта.