Найти в Дзене
__your__way__

Россия. Господин Великий Новгород. Варлаамо-Хутынский монастырь.

Дата рождения преподобного Варлаама Хутынского (в миру Олекса Михайлович) неизвестна. В древних новгородских летописях сохранились сведения о его семье, богатой и уважаемой. С юных лет Олекса стремился к подвижнической жизни; принял постриг в Лисичьем монастыре. Предположительно в 1190 году инок отправился в Хутынь (Худынь, Худое место), дабы очистить его от скверны и жить отшельником. Вооружившись крестом Христовым, отгоняющим нечистую силу, Варлаам шел по густому лесу пока не увидел луч света — знак Божий. Здесь он начал рубить скит. Все дни усердно молился, много трудился, постился, носил вериги и власяницу. Бесы пыталась изгнать схимника их Хутыни: принимали обличия диких зверей и змей; настраивали против него людей; искушали нарушить строгие обеты. Варлаам мужественно терпел напасти и молитвами разрушал ухищрения дьявола. Вскоре вокруг него образовалась община. Братья приступили к строительству церкви во имя Спаса Преображения и монастыря. Варлаам стал первым игуменом и «дарителем

Дата рождения преподобного Варлаама Хутынского (в миру Олекса Михайлович) неизвестна. В древних новгородских летописях сохранились сведения о его семье, богатой и уважаемой. С юных лет Олекса стремился к подвижнической жизни; принял постриг в Лисичьем монастыре.

Предположительно в 1190 году инок отправился в Хутынь (Худынь, Худое место), дабы очистить его от скверны и жить отшельником.

Вооружившись крестом Христовым, отгоняющим нечистую силу, Варлаам шел по густому лесу пока не увидел луч света — знак Божий. Здесь он начал рубить скит. Все дни усердно молился, много трудился, постился, носил вериги и власяницу.

-2

Бесы пыталась изгнать схимника их Хутыни: принимали обличия диких зверей и змей; настраивали против него людей; искушали нарушить строгие обеты. Варлаам мужественно терпел напасти и молитвами разрушал ухищрения дьявола.

Вскоре вокруг него образовалась община. Братья приступили к строительству церкви во имя Спаса Преображения и монастыря.

Варлаам стал первым игуменом и «дарителем», пожертвовав обители родительское наследство: «землю, огород, рыбные и гоголиные ловища (охотничьи угодья), пожни с челядью, и со скотиною».

-3

Позже многие новгородские бояре принимали постриг и передавали монастырю свое имущество.

Варлаам обладал даром исцеления, а также ясновидения.

Однажды к нему прибыл князь Ярослав Новгородский. Преподобный благословил его со словами: «будь здоров, князь, и с благородным сыном твоим». К этому моменту Ярослав еще не знал о рождении наследника.

Совершенные чудеса подробно описаны в летописях и послужили сюжетами древней иконописи.

«Однажды наступал великий праздник Воскресения Господа Иисуса Христа. Преподобный послал рыбаков наловить к празднику рыбы. Лов был необыкновенно удачен. Рыбаки поймали больших размеров осетра, но, наущаемые диаволом, скрыли его, а в монастырь привезли только остальную рыбу. Варлаам, с посохом в руках, стал рассматривать привезённую рыбу и сказал:

– Детей вы привезли. Где же их мать?

Рыбаки, удивлённые такой прозорливостью святого, упали пред ним на колени, каялись в своем прегрешении и возвратили утаённую ими рыбу» /«Житие преподобного отца нашего Варлаама Хутынского», Московский Синод, 1903—1916/

https://elohov.ru/wp-content/uploads/2019/11/varlaam_hutynskiy15.jpg
https://elohov.ru/wp-content/uploads/2019/11/varlaam_hutynskiy15.jpg

Кончина старца собрала в обитель много почитателей и сподвижников.

Мощи схоронили в Преображенском соборе, там они и находятся, принося страждущим исцеление души и тела.

Варлаамо-Хутынскому Спасо-Преображенскому монастырю принадлежат личные вещи преподобного (канонизирован в этом статусе в 1461 году) — железный крест, фелонь, епитрахиль, подрясник, власяница, вериги.

«Худое» место в 6-ти верстах от Великого Новгорода на правом берегу Волхова превратилось в центр духовной святости, чудесных выздоровлений, поклонения останкам и реликвиям.

Церковные и финансовое позиции монастыря к началу XIII века необычайно окрепли.

-5

Следующие два столетия расширение влияния продолжалось.

На территории появились: храмы Антония Великого, Варлаама, Ильинский; церковь Григория Армянского; колокольни.

В период 1456-1470 гг. в Хутынской обители произошло событие знаковое для Великого Новгорода.

Неведомая сила повлекла пономаря Тарасия в Преображенский собор в полночь. Свечи зажглись сами, как по волшебству. Преподобный Варлаам молился перед иконами. Три часа Тарасий в благоговейном страхе наблюдал за старцем. Наконец, Варлаам обратился к нему и велел подняться на колокольню, чтобы увидеть, как Бог намерен наказать Новгород. Перед взором пономаря предстали страшные картины: Ильмень распростерся высоко над городом; ангелы поразили стены Кремля горящими стрелами; кровавые облака закрыли небо. Тарасий вернулся в храм, рассказал Варлааму об увиденном. Преподобный еще три часа молился и предрек наводнение, чуму, пожар.

«Видение хутынского пономаря Тарасия» (икона к. XVII — н. XVIII вв.) из Спасо-Преображенского собора Хутынского монастыря.
«Видение хутынского пономаря Тарасия» (икона к. XVII — н. XVIII вв.) из Спасо-Преображенского собора Хутынского монастыря.

Первое пророчество не сбылось, два других осуществились в полной мере.

В 1471 году после присоединения (фактически разгрома) Новгорода, Иоанн III заехал поклониться мощам преподобного Варлаама. Государь всея Руси начал требовать от монахов достать из-под спуда Преображенского собора серебряную раку с нетленным телом. В тот же миг «из гроба Святого вышел густой дым и затем пламень, опаливший стены. В ужасе бросился князь со своей свитой вон из храма, выронив жезл... В память чуда в обители хранится этот жезл». Назначенный Московией архиепископ новгородский Сергий потерял разум. Сам Иоанн III, его сын Василий III, внук Иван IV (Грозный) осыпали обитель дарами, дабы загладить грех и избежать проклятия.

-7

Построенный Варлаамом собор за 400 лет обветшал, в 1515 году его разобрали и полностью перестроили. Разного рода улучшения продолжались до 1835 года.

-8

Одновременно реконструкции подверглись и другие постройки Варлаамо-Хутынского монастыря. В середине XVIII здесь работали прославленные архитекторы Петр Иванович Обухов и Дмитрий Васильевич Ухтомский.

-9

В Спасо-Преображенском соборе похоронен Гавриил Романович Державин. Он скончался 8 июля 1816 года в своем имении «Званка» Новгородской губернии. Гроб с телом покойного привезли к месту последнего пристанища по Волхову. Рядом с мужем обрела покой его вдова Дарья Алексеевна. До конца жизни она жертвовала обители значительные суммы. На ее деньги был отреставрирован и украшен Покровский предел.

В ходе бурных исторических событий останки великого русского поэта несколько раз перезахоранивали. В 1993 году, в день 250-летия он вернулся в монастырь.

-10

После революции обитель постигла судьба большинства культовых учреждений. В 1925 году монахов выселили, но службы в Преображенском храме продолжались до 1932 года.

Во время ВОВ монастырь был разрушен почти до основания; простоял в руинах более 40 лет.

Восстановление Хутынского архитектурного ансамбля началось в 1976 году под руководством выдающегося советского историка, архитектора-рестовратора Григория Михайловича Штендера.

-11

Одновременно археологическая группа Василия Александровича Булкина проводила масштабные раскопки. Удалось обнаружить фрагменты оригинальной кирпичной кладки и иконостаса XII века.

Основные работы по реновации собора, братских корпусов, церкви во имя преподобного Варлаама и других построек закончили в 1993 году.

В апреле 1994 года решением Священного Синода монастырь возобновился как женский. Его настоятельницей стала монахиня, ныне игумения Алексия (Симдянкина).

-12

Сейчас в монастыре несут послушание 55 сестер. Более половины из них живут в обители с первых лет восстановления. Многие приняли постриг, потрудившись паломниками. Следуя завету преподобного Варлаама, Матушка Алексия принимает всех страждущих, истинно желающих спасения.

-13

Нужно только понимать, что монастырская жизнь не «тихая пристань». Прежде всего, это жертвенность и самоотверженный труд. Достаточно посмотреть на распорядок дня, понятие «отдых» в нем отсутствует.

Даже насельницы с дарованиями (певчая, швея, кондитер) не освобождаются от полевых работ, ухода за скотом, уборки снега, помощи на кухне и пр.

-14

Хозяйство у монастыря впечатляющее. В церковных лавках продается обширная линейка собственных продуктов от подсолнечного масла и меда, до копченой рыбы и сметаны.

Вечерами сестры занимаются рукоделиями: лепят из глины, расписывают игрушки, шьют.

Летом одно из послушаний — уход за цветниками. Монастырский двор выглядит как прелестный, сентиментальный город-сад.

-15

На меня большое впечатление произвел монастырский погост.

-16

Вот уж действительно приятное подходящее место, чтобы погрузиться в вечный сон.

-17

Однако достичь Царствия Небесного можно только через беззаветную веру, служение ближним, физический труд, работу над собой, отказ от собственного «я» и очищение сердца от страстей. Мало кому такое под силу.

-18

Будете в Великом Новгороде, посетите Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь. Атмосфера в нем удивительная.

#путешествияпороссии #великий новгород #монастыри #интересныеместа

Россия. Господин Великий Новгород. Свято-Юрьев монастырь.

Россия. Господин Великий Новгород. 21 сентября 2022—день российской государственности.

Великий Новгород и его Детинец.