Дата рождения преподобного Варлаама Хутынского (в миру Олекса Михайлович) неизвестна. В древних новгородских летописях сохранились сведения о его семье, богатой и уважаемой. С юных лет Олекса стремился к подвижнической жизни; принял постриг в Лисичьем монастыре.
Предположительно в 1190 году инок отправился в Хутынь (Худынь, Худое место), дабы очистить его от скверны и жить отшельником.
Вооружившись крестом Христовым, отгоняющим нечистую силу, Варлаам шел по густому лесу пока не увидел луч света — знак Божий. Здесь он начал рубить скит. Все дни усердно молился, много трудился, постился, носил вериги и власяницу.
Бесы пыталась изгнать схимника их Хутыни: принимали обличия диких зверей и змей; настраивали против него людей; искушали нарушить строгие обеты. Варлаам мужественно терпел напасти и молитвами разрушал ухищрения дьявола.
Вскоре вокруг него образовалась община. Братья приступили к строительству церкви во имя Спаса Преображения и монастыря.
Варлаам стал первым игуменом и «дарителем», пожертвовав обители родительское наследство: «землю, огород, рыбные и гоголиные ловища (охотничьи угодья), пожни с челядью, и со скотиною».
Позже многие новгородские бояре принимали постриг и передавали монастырю свое имущество.
Варлаам обладал даром исцеления, а также ясновидения.
Однажды к нему прибыл князь Ярослав Новгородский. Преподобный благословил его со словами: «будь здоров, князь, и с благородным сыном твоим». К этому моменту Ярослав еще не знал о рождении наследника.
Совершенные чудеса подробно описаны в летописях и послужили сюжетами древней иконописи.
«Однажды наступал великий праздник Воскресения Господа Иисуса Христа. Преподобный послал рыбаков наловить к празднику рыбы. Лов был необыкновенно удачен. Рыбаки поймали больших размеров осетра, но, наущаемые диаволом, скрыли его, а в монастырь привезли только остальную рыбу. Варлаам, с посохом в руках, стал рассматривать привезённую рыбу и сказал:
– Детей вы привезли. Где же их мать?
Рыбаки, удивлённые такой прозорливостью святого, упали пред ним на колени, каялись в своем прегрешении и возвратили утаённую ими рыбу» /«Житие преподобного отца нашего Варлаама Хутынского», Московский Синод, 1903—1916/
Кончина старца собрала в обитель много почитателей и сподвижников.
Мощи схоронили в Преображенском соборе, там они и находятся, принося страждущим исцеление души и тела.
Варлаамо-Хутынскому Спасо-Преображенскому монастырю принадлежат личные вещи преподобного (канонизирован в этом статусе в 1461 году) — железный крест, фелонь, епитрахиль, подрясник, власяница, вериги.
«Худое» место в 6-ти верстах от Великого Новгорода на правом берегу Волхова превратилось в центр духовной святости, чудесных выздоровлений, поклонения останкам и реликвиям.
Церковные и финансовое позиции монастыря к началу XIII века необычайно окрепли.
Следующие два столетия расширение влияния продолжалось.
На территории появились: храмы Антония Великого, Варлаама, Ильинский; церковь Григория Армянского; колокольни.
В период 1456-1470 гг. в Хутынской обители произошло событие знаковое для Великого Новгорода.
Неведомая сила повлекла пономаря Тарасия в Преображенский собор в полночь. Свечи зажглись сами, как по волшебству. Преподобный Варлаам молился перед иконами. Три часа Тарасий в благоговейном страхе наблюдал за старцем. Наконец, Варлаам обратился к нему и велел подняться на колокольню, чтобы увидеть, как Бог намерен наказать Новгород. Перед взором пономаря предстали страшные картины: Ильмень распростерся высоко над городом; ангелы поразили стены Кремля горящими стрелами; кровавые облака закрыли небо. Тарасий вернулся в храм, рассказал Варлааму об увиденном. Преподобный еще три часа молился и предрек наводнение, чуму, пожар.
Первое пророчество не сбылось, два других осуществились в полной мере.
В 1471 году после присоединения (фактически разгрома) Новгорода, Иоанн III заехал поклониться мощам преподобного Варлаама. Государь всея Руси начал требовать от монахов достать из-под спуда Преображенского собора серебряную раку с нетленным телом. В тот же миг «из гроба Святого вышел густой дым и затем пламень, опаливший стены. В ужасе бросился князь со своей свитой вон из храма, выронив жезл... В память чуда в обители хранится этот жезл». Назначенный Московией архиепископ новгородский Сергий потерял разум. Сам Иоанн III, его сын Василий III, внук Иван IV (Грозный) осыпали обитель дарами, дабы загладить грех и избежать проклятия.
Построенный Варлаамом собор за 400 лет обветшал, в 1515 году его разобрали и полностью перестроили. Разного рода улучшения продолжались до 1835 года.
Одновременно реконструкции подверглись и другие постройки Варлаамо-Хутынского монастыря. В середине XVIII здесь работали прославленные архитекторы Петр Иванович Обухов и Дмитрий Васильевич Ухтомский.
В Спасо-Преображенском соборе похоронен Гавриил Романович Державин. Он скончался 8 июля 1816 года в своем имении «Званка» Новгородской губернии. Гроб с телом покойного привезли к месту последнего пристанища по Волхову. Рядом с мужем обрела покой его вдова Дарья Алексеевна. До конца жизни она жертвовала обители значительные суммы. На ее деньги был отреставрирован и украшен Покровский предел.
В ходе бурных исторических событий останки великого русского поэта несколько раз перезахоранивали. В 1993 году, в день 250-летия он вернулся в монастырь.
После революции обитель постигла судьба большинства культовых учреждений. В 1925 году монахов выселили, но службы в Преображенском храме продолжались до 1932 года.
Во время ВОВ монастырь был разрушен почти до основания; простоял в руинах более 40 лет.
Восстановление Хутынского архитектурного ансамбля началось в 1976 году под руководством выдающегося советского историка, архитектора-рестовратора Григория Михайловича Штендера.
Одновременно археологическая группа Василия Александровича Булкина проводила масштабные раскопки. Удалось обнаружить фрагменты оригинальной кирпичной кладки и иконостаса XII века.
Основные работы по реновации собора, братских корпусов, церкви во имя преподобного Варлаама и других построек закончили в 1993 году.
В апреле 1994 года решением Священного Синода монастырь возобновился как женский. Его настоятельницей стала монахиня, ныне игумения Алексия (Симдянкина).
Сейчас в монастыре несут послушание 55 сестер. Более половины из них живут в обители с первых лет восстановления. Многие приняли постриг, потрудившись паломниками. Следуя завету преподобного Варлаама, Матушка Алексия принимает всех страждущих, истинно желающих спасения.
Нужно только понимать, что монастырская жизнь не «тихая пристань». Прежде всего, это жертвенность и самоотверженный труд. Достаточно посмотреть на распорядок дня, понятие «отдых» в нем отсутствует.
Даже насельницы с дарованиями (певчая, швея, кондитер) не освобождаются от полевых работ, ухода за скотом, уборки снега, помощи на кухне и пр.
Хозяйство у монастыря впечатляющее. В церковных лавках продается обширная линейка собственных продуктов от подсолнечного масла и меда, до копченой рыбы и сметаны.
Вечерами сестры занимаются рукоделиями: лепят из глины, расписывают игрушки, шьют.
Летом одно из послушаний — уход за цветниками. Монастырский двор выглядит как прелестный, сентиментальный город-сад.
На меня большое впечатление произвел монастырский погост.
Вот уж действительно приятное подходящее место, чтобы погрузиться в вечный сон.
Однако достичь Царствия Небесного можно только через беззаветную веру, служение ближним, физический труд, работу над собой, отказ от собственного «я» и очищение сердца от страстей. Мало кому такое под силу.
Будете в Великом Новгороде, посетите Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь. Атмосфера в нем удивительная.
#путешествияпороссии #великий новгород #монастыри #интересныеместа
Россия. Господин Великий Новгород. Свято-Юрьев монастырь.
Россия. Господин Великий Новгород. 21 сентября 2022—день российской государственности.