Найти тему

Все мы невротики! Но это не страшно... или нет?

Эту статью меня надоумила написать моя коллега, Ирина Мухамедшина. Просила уже давно, напоминая, что меня часто упрекают: мол, многие проблемы поведения* собак и кошек я объясняю неврозами. Разве можно? И в этой статье я постараюсь ответить на подобные упрёки, причём двояко. Как у меня часто бывает, я не ожидаю, что текст получится большим. Но поглядим, что из этого выйдет...

Статья по ссылке выше (и даже сам её заголовок) уже отчасти это объясняет. Действительно, львиную долю всех проблем составляют те или иные неврозы. Но почему я так однозначно об этом говорю?

Всё очень просто. Во-первых, это основной предмет моей специальности. В клинической психологии #неврозы составляют основную часть всех расстройств. Разумеется, неврозы в широком смысле: сюда попадают и неврастении, и "обычные" неврозы навязчивости, и истерии. Поскольку почти вся "большая психиатрия" – не про зверей, остаются вопросики "попроще": острые состояния, вызванные реакциями на #стресс , да те самые разнообразные неврозы.

Ну, а во-вторых, раз уж я упомянул #неврастении – будем честны: не-неврастеников надо искать с фонарём, как когда-то Сократ искал человека. Другое дело, что у большинства из нас это заходит не слишком далеко.

Вот мой любимый пример на эту тему. Представьте, что вы сидите в кафе (мне вспоминается буфет в главном здании Политеха – в торце длиннющего коридора) спиной к дверям. И тут кто-то входит – не обязательно даже очень шумная компания, достаточно пары активно беседующих студентов. Как вы себя поведёте? Сто к одному, что обернётесь – не потому, что кого-то ждёте, а просто чтобы увидеть, кто пришёл.
На самом деле, это почти естественная реакция. Во всяком случае, закономерная. Но, если вам никто конкретный в этот момент не нужен – это уже намёк на проявления неврастении.

Если нам с вами это не страшно – такую-то мягкую #реакцию можно описать и как рудимент природной бдительности – то у наших подопечных всё с самого начала серьёзнее. Ведь у них и причины для этого есть вполне конкретные, и проявления бывают более неприятными – и в бытовом плане, и в смысле собственного состояния. Одна только реакция на грозы да салюты чего стоит!

Ну, а дальше – по нарастающей: даже у банальной и, вроде бы, не страшной поначалу неврастении появляются признаки #навязчивости – вероятно, поэтому в медицинской ещё нозологии она и причислена была к этой группе расстройств. А где навязчивость – там почва и для более "продвинутых" неврозов.

Картинка с просторов.
Картинка с просторов.

Страшно ли это? И да, и нет.

С одной стороны, из моего примера следует, что у подавляющего большинства есть хотя бы начальные признаки неврастении. К тому же, я люблю вспоминать и фразочку про то, что среднестатистический человек думает пять минут в день. В этом нет ничего оскорбительного: очень много действий мы совершаем, следуя тем или иным стереотипам. Вроде бы, в этом нет ничего страшного.

Зато у зверей, в силу ряда причин (я об этом упоминаю с завидной регулярностью), вероятность уже вполне серьёзной неврастении – чуть ли не 99,9...%. А слишком жёсткие #стереотипы (неважно даже, у человека или у мохнатого) – тоже основа для невротического #поведения . Вспомните модное нынче слово "стереотипия". Оно не всегда означает полноценный невроз, но уже заставляет насторожиться.

Сами можете видеть, насколько вездесущи и разнообразны – в том числе, по выраженности своих проявлений – всяческие неврозы. Думаю, теперь вас не удивит то, как часто я их упоминаю. Но вовсе не всегда из этого должны следовать далеко идущие выводы.

Так что мои рассуждения – и даже упоминание невроза в качестве предполагаемого или уже состоявшегося #диагноза – вовсе не означают, что нужно немедленно записываться на приём к психиатру и ставить на всей остальной жизни крест. Ни в коем случае! Но это повод подумать и перестроить жизнь так, чтобы избавиться хотя бы от самых назойливых проблем.


__________________
* Речь, разумеется, о тех проблемах, которые в той или иной степени служат поводом для обращения к нам. Ведь "запрос" владельца и объективная картина – далеко не одно и то же.




Дорогие друзья! Моя специальность – ветеринарная (клиническая) психология и разные аспекты психосоматики. От стрессовых реакций до серьезных психогенных болезней. Есть вещи, с которыми не справиться ни дрессировкой, ни с помощью "обычных" врачей. Вот этим-то я и занимаюсь!

Я всегда рад дать нужный совет. Пишите в lapchuck@vetpsy.ru, а лучше – сразу стучитесь в скайп jorje0473 или телеграм @VetPsychologist .