Найти в Дзене

Диагнозы, которых нет

Оглавление

В прошлой статье я упомянул о несуществующих диагнозах, которые молва приписывает животным. И решил не откладывать дело в долгий ящик, выложив здесь статью на эту тему.

Но проблема распадается на два аспекта:

  1. невозможность прямого переноса на зверей представлений "человеческой" психиатрии;
  2. крайне приблизительное представление обывателей (то есть, большей части непрофессионалов в этой области) о научной систематике расстройств психики и о соответствующей терминологии.

Хотя делить их в предстоящем разборе нет смысла. Я просто буду давать соответствующие комментарии по каждому пункту.

Если вы встретились с доктором (или любым другим советчиком), который говорит, что Ваша собака "сошла с ума", у нее шизофрения или еще что-то подобное – будьте уверены, ваш собеседник не знает, о чем говорит. Впрочем, то же самое можно сказать и о фобиях, модных нынче "обсессивно-компульсивных расстройствах" и тому подобном – хотя эти диагнозы, казалось бы, "из другой оперы".

На то, насколько ошибочно понимаются эти термины, указывают хотя бы романы Дарьи Донцовой, где она с упорством, достойным лучшего применения, именует мании фобиями!

"Кто первым халат надел – тот и доктор". / Картинка с просторов.
"Кто первым халат надел – тот и доктор". / Картинка с просторов.

Ошибки в постановке таких диагнозов случаются по двум причинам. Во-первых, и собаки, и кошки отличаются от людей. Самое очевидное из этих отличий выражается фразой о том, что опрос пациента в работе с животными невозможен. Да, это так, но это значит, что в диагностике нужно опираться на объективные данные. Поэтому диагнозы, основанные на рассказе пациента о своих переживаниях, поставить невозможно. Благо, методы объективной психологии нам завещаны ВМ.Бехтеревым. Другое отличие – отношение зверей к собственной #личности . Оно ограничивается только оценкой способности к #выживанию , и не более. Поэтому такие диагнозы, как "раздвоение личности", "мания величия" и т.п. у них просто невозможны. Да и органы чувств у нас и у них работают по-разному. Следовательно, и судить о галлюцинациях по собственному восприятию невозможно. Например, звери слышат ультразвук – и то, что мы принимаем за игру больного воображения, может быть реально существующим сигналом.

Другая причина состоит в неразберихе в распространенных диагнозах. В классической медицинской литературе существует стройная систематика (#нозология ), которая опирается на разделение болезней по происхождению (этиологии) и механизмам развития (патогенезу). Модные нынче диагнозы вроде обсессивно-компульсивных расстройств или синдрома дефицита внимания никак в эту систематику не укладываются, поскольку не опираются на анализ естественных причин. Они расценивают каждое состояние исключительно как набор симптомов. Как и в соматической медицине, одни и те же симптомы могут быть вызваны совершенно разными причинами. Так, например, говоря об эпилепсии, мы чаще всего подразумеваем судорожные припадки, забывая, что у них может быть целое море предпосылок. Даже применительно к человеку такие диагнозы не выдерживают никакой критики, поскольку не укладываются в теорию классификации.

Расстройства личности

Мало того, что, даже по самым передовым представлениям, животные не оценивают свою личность. Классические #зоопсихологи и #нейрофизиологи до сих пор спорят о том, есть ли у животных личность вообще. Но проблема, оказывается, даже не в этом.

Мне вспоминается отрывок из одной популярной книжки по ветеринарии. Там была и статья о #шизофрении . Сама статья занимала примерно полстраницы в книжке небольшого формата, а в качестве главных клинических признаков там упоминались покраснение ушей и "отсутствие теплоты во взоре". Это на приеме-то у ветврача, который сам по себе, как факт, у множества собак и кошек вызывает крайне отрицательные эмоции! Напомню еще, что покраснение ушей возникает в результате прилива крови – вполне естественной реакции на любое нервное возбуждение. Так вот, из статьи в этой книжке следует, что один из этих признаков – это еще куда ни шло, а оба сразу – однозначный приговор зверю. Его уже не спасти, единственный выход – эвтаназия.

Если таких, прямо скажем, ничтожных, весьма неоднозначных признаков достаточно для смертного приговора – грош цена всем предлагаемым "модным" диагнозам.


Кроме "большой психиатрии", есть еще целый букет сомнительных диагнозов, которыми "одаривают" питомцев доморощенные знатоки.

Психозы

Психозы – весьма разнородная группа расстройств психики, которые отличает искажение восприятия действительности. Природа психозов различна, но самый известный (не всем, но многим) пример – различные казусы при выходе зверя из наркоза. Кстати, в отличие от многих других случаев, здесь мы хотя бы предполагаем, что наркоз (т.е. заведомо психотропное средство, независимо от конкретного действия) может вызывать галлюцинации, неправильное принятие решений и т.п. В большинстве других случаев предположение о психозе строится не на объективных данных, а лишь на интерпретации наблюдаемого поведения.

А тут остается лишь вспомнить популярный в ученой среде анекдот про таракана, который слышит ногами. Ведь мы оцениваем "правильное" и "неправильное" восприятие действительности собаками и кошкам только по отношению к собственному восприятию. А у них и слух другой, и зрение…

Примечание: теоретически психозы у животных возможны (см.пример выше), но на практике их диагностика крайне затруднена. Главное в этом случае – отличить реальную вероятность (как в случае с наркозом) от обывательских домыслов.

Обсессивно-компульсивные расстройства

Этот термин очень популярен на различных форумах, где обсуждается поведение собак, а иногда и кошек. По правде сказать, даже "настоящие" человеческие #психиатры признают, что этот термин – просто "помойка" из разряда "это вы съели что-нибудь". По сути, он ничего конкретного не означает и полюбился народу просто в силу своей наукообразности. В почти дословном переводе такое название означает сочетание возбуждения со спонтанной активностью. Каков характер этого возбуждения и сколь спонтанна эта активность – никак не уточняется.

В нашей практике ОКР, как правило, распадается на неврастению и неврозы навязчивого поведения.

Депрессии

Следует помнить, что общее угнетенное состояние, как это называется в клинических дисциплинах, сопровождает подавляющее большинство болезней, причем обычно угнетение тем сильнее, чем тяжелее состояние зверя.

К счастью, применительно к собакам этот термин встречается довольно редко. В обиходе так называют стойкое ухудшение настроения, снижение жизненного тонуса и т.п. – все прекрасно это представляют, можно подробно не расписывать. Тем не менее, подлинная клиническая депрессия – это тоже очень серьезная неприятность. Она сопровождается угнетением не только эмоциональных реакций, но и интеллекта, а порой и физиологии организма. Но диагностировать её возможно лишь косвенно, исключив все возможные соматические причины.

Да, депрессия возможна и у животных. Но гораздо чаще с ней путают совсем другие явления.

Гиперактивность

Это еще один "модный" диагноз, который владельцы переносят на своих зверей из "человеческой" практики. Уж сколько копий сломано в психологии человека по этому поводу! Кто и зачем придумал сей шедевр, существует ли такое состояние в действительности, или же это натяжка, описывающая иные процессы...

С нашей, ветеринарно-психологической точки зрения, нужно говорить не о #гиперактивности как самостоятельной проблеме, а о патологическом накоплении нервного возбуждения. Речь именно о физиологическом #возбуждении – нервных импульсах, которые возникают в ответ на любое событие и не могут просто исчезнуть. Они обязаны реализоваться в какой-либо активности – ведь для этого они и предназначены природой. А мы, видя, как собака или кошка "бесится", носится сломя голову, думаем, что у зверя "слишком много энергии". А это всего-навсего нервная разрядка.

Другой вариант "гиперактивности" – это быстрый перебор разных, как правило, безуспешных, вариантов приспособительного поведения. Зверь не может решить, как себя безопасно вести, поэтому пробует разные варианты, не доводя их до конца. Со стороны это часто тоже выглядит как неуёмная активность.

Важно помнить, что частые попытки при помощи какой-то случайной активности избавиться от нервного напряжения, в особенности – когда стандартные способы (двигательная или голосовая реакция) затруднены, могут привести к возникновению неврозов и даже судорог.

"Гиперактивность" как "собирательный образ" тоже существует. Но это не диагноз, а наукообразное (или, в лучшем случае, удобное) обобщение для симптомов других расстройств.

Фобии

Да, в нашей практике встречаются явления, подобные фобиям, для которых характерны стойкие навязчивые страхи. Здесь под страхами подразумевается боязнь конкретных предметов или явлений, проявляющаяся в определенной ситуации. Подлинный же страх возникает из-за невозможности оценить и спрогнозировать ситуацию или неспособности правильно на нее реагировать.

Но мы оцениваем эти явления несколько иначе, различая их происхождение. Например, боязнь громких звуков, которую при большом желании можно назвать фобией – это весьма яркий и столь же характерный симптом неврастении. Многие другие фобии развиваются аналогично неврозам навязчивого поведения или истерии.

Истинные фобии в классическом понимании у животных вряд ли можно диагностировать. А то, что так называют – тоже лишь симптомы других расстройств.

"Комплексы"

Обычно мы называем "комплексами" неадекватную самооценку. Разница в том, что животные не сравнивают собственную личность с абстрактным идеалом. Я уже упоминал о том, что для этого нужно воображение, которое и отличает человека от остальных животных. Но давайте оставим в стороне споры, которые до сих пор ведут на эту тему ученые – мы просто не можем судить о том, как, кроме объективной приспособленности к условиям существования, оценивают себя наши звери.

Поэтому рассуждения о "комплексе неполноценности" по здравом размышлении сводятся к неумению зверя адаптироваться к предложенным условиям. Причиной могут служить неразвитый анализ или другие пробелы в развитии, приводящие к робости и постоянным стрессам.

Иногда в своей работе мы встречаемся с проблемой, которую для простоты называем "комплексом сверхценности". Чаще всего причиной этого служит то, что изнеженный зверь воспринимает любой дискомфорт как угрозу своей безопасности. Но эти проблемы решаются методами #адаптивной зоопсихологии .

"Комплексы" – это вообще не диагноз. Это описание ОТНОШЕНИЯ к себе или, в лучшем случае, к ситуации. Но, как я уже упомянул, его-то у зверей и нет.

Мании

Мы не можем распознать манию по объективным признакам, ведь мания – это, как правило, некая навязчивая идея. Например, мания (бред) величия или мания (бред) преследования.

Однако, изменения в поведении, которые иной раз интерпретируют как манию, мы можем расценивать, в том числе, как неврозы навязчивого поведения. Возможными причинами возникновения маний у собак является резко повышенная значимость того или иного предмета или события. Например, даже перевод щенка с физиологически непривычного и неприятного для него сухого корма на "натуралку" может породить пищевую манию.

Да, и мании у зверей иногда бывают. Но, как и у человека, обывательское представление о них очень далеко от научного.




Дорогие друзья! Моя специальность ветеринарная (клиническая) психология и разные аспекты психосоматики. От стрессовых реакций до серьезных психогенных болезней. Есть вещи, с которыми не справиться ни дрессировкой, ни с помощью "обычных" врачей. Вот этим-то я и занимаюсь!

Я всегда рад дать нужный совет. Пишите в lapchuck@vetpsy.ru, а лучше – сразу стучитесь в скайп jorje0473 или телеграм @VetPsychologist.