Значит ли это, что для наших ЗРК и истребителей каждый украинский самолёт – «Свой»?
Нет. Сейчас объясню.
Введём общие понятия – «запросчик» и «ответчик». Функция понятна по самому термину, а принцип действия такой же, как у часового и разводящего. На запросный сигнал часового «Пароль!» разводящий отвечает «Воронеж» и требует «Ответ!», часовой отвечает «Тамбов» В этом случае слова «Пароль!» и «Ответ!» являются запросными сигналами (запросом опознавания), а слова «Воронеж» и «Тамбов» сигналами «Свой» (ответами опознавания). Сигнала «Чужой» нет, это определяется по молчанию в ответ. Если вражина не знает пароля, то ему и сказать нечего, а если попытается подделать (сымитировать) ответный сигнал, например, крикнуть «Ташкент!», часовой стреляет на поражение без предупредительного выстрела.
Таким образом, «с точки зрения» наших запросчиков все натовские ответчики – «Чужие», и наоборот для натовских запросчиков все наши «Чужие».
Только два государства в мире разработали и применяют такие системы: США – Мk.12, которой пользуются все члены НАТО, и СССР – «Пароль», которая применяется в России и СНГ и сейчас. Они совершенно разные, то есть наша аппаратура никак не взаимодействует с натовской, а натовская с нашей. И у них, и у нас такое оборудование может устанавливаться практически на любые движущиеся объекты – самолёты, корабли, танки и т.п. Само собой, оно присутствует в военных наземных и бортовых РЛС, ЗРК, ПЗРК. Но ни на пусковых, ни на ракетах, ни на малых БПЛА его нет. Это заблуждение.
И «Пароль», и Mk.12 имеют в первую очередь военное назначение, это и выражено словами «Свой» и «Чужой». Однако они взаимодействуют с близкими по смыслу и принципам действия SSR – гражданскими радарами вторичной локации по методу «запрос-ответ», и ответчиками системы Управления Воздушным Движением - УВД по-нашему, или RBS по правилам ИКАО. В гражданских целях используется множество запросно-ответных устройств различных назначений. Мы будем говорить в основном о военных и немного о взаимодействующих с ними гражданских.
Чтобы цель прикинулась своей, она должна иметь ответчик ТОЙ ЖЕ СИСТЕМЫ, что и запросчик, то есть они должны работать в стандарте одного военного блока или страны, «говорить на одном языке», а также иметь введённые актуальные коды. Запросчик и ответчик разных стран просто не услышат друг друга, так как работают на разных частотах, используют разные кодовые сигналы.
У людей невоенных, да и многих военных, кому по роду службы не приходится заниматься авиацией, ПВО, военным флотом, управлением воздушным движением, судовождением и пр. существует неправильное представление об этих системах. Большинство людей считает, что, если она есть на борту самолёта – всё такой самолёт не может быть сбит ни намеренно, ни случайно. Как говорится «я в домике!»
У броненосца домик всегда с собой
Но, увы, это не так!
Например, во время операции Буря в пустыне, американская ракета Patriot сбила британский истребитель-бомбардировщик Tornado, из 13-ой эскадрильи Королевских ВВС. У американцев на ЗРК и у британца на борту были натовские запросчики-ответчики Мk.12. В этой ситуации наш «Пароль» просто заблокировал бы пуск ракеты по «своему», у них же такой блокировки видимо нет. Кроме этого «Торнадо», истребители американских ВВС сбили несколько собственных вертолётов.
Аппаратурой «Свой-чужой» должны оборудоваться и подвижные объекты сухопутных сил – танки, БТРы, хотя бы командирские машины. Но это техническая возможность, на практике такого почти нет. Причём «почти нет» в вооружённых силах всего мира. На боевых кораблях системы ставятся в обязательном порядке. Даже самых малых. В тех же операциях в Ираке американцы регулярно наносили удары вертолётами, штурмовиками А-10, истребителями-бомбардировщиками F-15 и F-16 по своим сухопутным подразделениям с большими жертвами в итоге.
Украинцы уже в ходе СВО сбили несколько своих самолётов и вертолётов. Все они имели на борту аппаратуру госопознавания «Пароль». Точно такую же, как на наших летательных аппаратах. Но коды у них должны были быть свои.
Остатки МиГ-29 ВСУ, сбитого «дружественным огнём» в Запорожской области. Настоящий «победитель» не вычислен обеими сторонами, наиболее вероятно, что это заслуга украинского ПЗРК. Но ведь и ПЗРК имеют запросчики «Свой-Чужой». Не сработала система скорее всего из-за отсутствия актуальных кодов у зенитчика.
Союзные нам сирийцы сбили наш Ил-20. (см. "Дружественный огонь...") У них была древняя наша аппаратура опознавания системы «Кремний-2». Она совместима с «Паролем» в несекретном «гражданском» режиме и должна была признать наш самолёт «Своим». Но взаимодействие между ВКС и сирийскими ВВС не было отлажено, и коды «гражданского режима» у них были свои, а коды «боевого режима» мы и вовсе им не передавали. Сразу после катастрофы Сирии были поставлены автоматизированные командные пункты (АКП) «Поляна». И хотя боевых кодов мы им по-прежнему не даём, но наши РЛС определяют «Свой-Чужой» и через наши АКП передают этот признак цели сирийским АКП.
Доставалось и гражданским лайнерам, даже летящим по «правильным» коридорам в заявленное время. Такие самолёты оборудуются так называемыми транспондерами. Если самолёт не отвечает на запрос госопознавания, то можно проследить его маршрут от аэродрома вылета, тем самым произвести идентификацию.
3 июля 1988 года американский ракетный крейсер "Винсеннес", находившийся в иранских территориальных водах, пустил две ракеты в пассажирский авиалайнер компании Iran Air. Итог – 290 погибших. Никаких извинений со стороны американцев не было.
И прямой отсыл к подзаголовку: украинцы 4 октября 2001 года сбили российский Ту-154, летевший точно по заявке. И на земле у украинцев и на борту нашего Ту-154 не только использовалась совершенно одинаковая система госопознавания «Пароль», но в аппаратуру ещё и были введены правильные, актуальные на тот момент коды. Погибли 78 человек.
- Что мы первые или последние? «Не нужно из этого делать трагедию», — сказал Кучма.
Насчёт «перезахвата более крупной цели» - антинаучный бред. Украинские ПВОшники изначально взяли на сопровождение Ту-154. Система ГРЛО «Пароль», а она у них имелась, должна была заблокировать пуск ракеты. Актуальные коды (ключевые блокноты) им передавались. Видимо, она оказалась вручную отключена. Кроме того, из-за особенностей комплекса С-200 они должны были выполнить операцию «устранения неоднозначности по дальности», но этого не сделали. В результате не поняли, что обстреливают не учебную цель на дальности 30 км и без ответа «Свой», а цель на дальности (на момент пуска) 300 км с ответом «Свой».
Ну ладно не поняли, что ведут! Но ЗУР на дальность 30 км летит 25 секунд, а на дальность 255 примерно 255 секунд (средняя скорость ЗУР= 1000 м/с). Достаточно было выключить «Высокое», и ракета самоликвидировалась бы. Думаете ни одному из примерно 50-ти офицеров, принимавших участие в стрельбе или контролировавших её, это не было понятно? Да всё они понимали. Они наверняка готовились к стрельбам и должны были знать, как пойдёт мишень и что ракета должна лететь не больше 30-ти секунд. Сидели и четыре минуты таращились в экраны?
Утверждаю, что наш самолёт был уничтожен НАМЕРЕННО!
А 8-го января 2020 года под Тегераном сбит зенитным ракетным комплексом Тор-М1 и украинский гражданский лайнер - Боинг 737-8KV, погибли 176 человек. Это пример того, что хотя воздушное судно и не было оборудовано системой «Свой-Чужой» идентичной наземной, но командный пункт батареи ЗРК мог бы произвести элементарную идентификацию по точке старта самолёта, с находящегося совсем рядом - менее 10 км аэропорта. История запутанная, якобы после передислокации не была выполнена топопривязка ЗРК, в результате расчёт перепутал север с югом и самолёт, удалявшийся от Тегерана, принял за приближающуюся к городу крылатую ракету.
Сбитый украинский самолёт Боинг 737-8KV за два месяца до катастрофы.
Почему же наличие на борту аппаратуры системы государственного опознавания не даёт самолётам гарантий от поражения? Потому, что:
Аппаратура ответчика должна быть той же системы, что и аппаратура запросчика. Иными словами: - ответчики, что наши, что натовские могут ответить сигналом «Свой» только своему запросчику. Натовский ответчик Mk.12 никак не ответит российскому запросчику «Пароль» и наоборот. Они просто не слышат и не понимают друг друга, точнее, наверное, по нынешним-то временам, враг врага.
То есть, для российской ПВО все, необорудованные нашими ответчиками «Пароль», самолёты – «Чужие». Для НАТО «Чужим» будет любой самолёт, не имеющий на борту ответчик Mk.12.
*****
Это была "вводная часть". Продолжение - рассказ об устройстве систем опознавания и принципах их работы, а также немного о Флайтрадаре 24, системе предупреждения столкновений самолётов ТИКАС выйдет, надеюсь, 14-го октября.
#авиация #флайтрадар #flightradar24 #свойчужой #пво #украина #iris-t #nasams
#калибр #пароль