Найти тему
Как на самом-то деле?

ВВС Украины до сих пор используют ту же аппаратуру опознавания, или «Свой-Чужой» по-народному, что и российские ВКС

Значит ли это, что для наших ЗРК и истребителей каждый украинский самолёт – «Свой»?

Нет. Сейчас объясню.

Введём общие понятия – «запросчик» и «ответчик». Функция понятна по самому термину, а принцип действия такой же, как у часового и разводящего. На запросный сигнал часового «Пароль!» разводящий отвечает «Воронеж» и требует «Ответ!», часовой отвечает «Тамбов» В этом случае слова «Пароль!» и «Ответ!» являются запросными сигналами (запросом опознавания), а слова «Воронеж» и «Тамбов» сигналами «Свой» (ответами опознавания). Сигнала «Чужой» нет, это определяется по молчанию в ответ. Если вражина не знает пароля, то ему и сказать нечего, а если попытается подделать (сымитировать) ответный сигнал, например, крикнуть «Ташкент!», часовой стреляет на поражение без предупредительного выстрела.

Первоисточник этой весёлой картинки не нашёл, использую по праву свободного использования произведения.
Первоисточник этой весёлой картинки не нашёл, использую по праву свободного использования произведения.

Таким образом, «с точки зрения» наших запросчиков все натовские ответчики – «Чужие», и наоборот для натовских запросчиков все наши «Чужие».

Только два государства в мире разработали и применяют такие системы: США – Мk.12, которой пользуются все члены НАТО, и СССР – «Пароль», которая применяется в России и СНГ и сейчас. Они совершенно разные, то есть наша аппаратура никак не взаимодействует с натовской, а натовская с нашей. И у них, и у нас такое оборудование может устанавливаться практически на любые движущиеся объекты – самолёты, корабли, танки и т.п. Само собой, оно присутствует в военных наземных и бортовых РЛС, ЗРК, ПЗРК. Но ни на пусковых, ни на ракетах, ни на малых БПЛА его нет. Это заблуждение.

Из форумов
Из форумов
Из комментариев на канале
Из комментариев на канале

И «Пароль», и Mk.12 имеют в первую очередь военное назначение, это и выражено словами «Свой» и «Чужой». Однако они взаимодействуют с близкими по смыслу и принципам действия SSR – гражданскими радарами вторичной локации по методу «запрос-ответ», и ответчиками системы Управления Воздушным Движением - УВД по-нашему, или RBS по правилам ИКАО. В гражданских целях используется множество запросно-ответных устройств различных назначений. Мы будем говорить в основном о военных и немного о взаимодействующих с ними гражданских.

Чтобы цель прикинулась своей, она должна иметь ответчик ТОЙ ЖЕ СИСТЕМЫ, что и запросчик, то есть они должны работать в стандарте одного военного блока или страны, «говорить на одном языке», а также иметь введённые актуальные коды. Запросчик и ответчик разных стран просто не услышат друг друга, так как работают на разных частотах, используют разные кодовые сигналы.

У людей невоенных, да и многих военных, кому по роду службы не приходится заниматься авиацией, ПВО, военным флотом, управлением воздушным движением, судовождением и пр. существует неправильное представление об этих системах. Большинство людей считает, что, если она есть на борту самолёта – всё такой самолёт не может быть сбит ни намеренно, ни случайно. Как говорится «я в домике!»

-4

У броненосца домик всегда с собой

Но, увы, это не так!

Например, во время операции Буря в пустыне, американская ракета Patriot сбила британский истребитель-бомбардировщик Tornado, из 13-ой эскадрильи Королевских ВВС. У американцев на ЗРК и у британца на борту были натовские запросчики-ответчики Мk.12. В этой ситуации наш «Пароль» просто заблокировал бы пуск ракеты по «своему», у них же такой блокировки видимо нет. Кроме этого «Торнадо», истребители американских ВВС сбили несколько собственных вертолётов.

Аппаратурой «Свой-чужой» должны оборудоваться и подвижные объекты сухопутных сил – танки, БТРы, хотя бы командирские машины. Но это техническая возможность, на практике такого почти нет. Причём «почти нет» в вооружённых силах всего мира. На боевых кораблях системы ставятся в обязательном порядке. Даже самых малых. В тех же операциях в Ираке американцы регулярно наносили удары вертолётами, штурмовиками А-10, истребителями-бомбардировщиками F-15 и F-16 по своим сухопутным подразделениям с большими жертвами в итоге.

Украинцы уже в ходе СВО сбили несколько своих самолётов и вертолётов. Все они имели на борту аппаратуру госопознавания «Пароль». Точно такую же, как на наших летательных аппаратах. Но коды у них должны были быть свои.

Иллюстрация lt.sputniknews.ru
Иллюстрация lt.sputniknews.ru

Остатки МиГ-29 ВСУ, сбитого «дружественным огнём» в Запорожской области. Настоящий «победитель» не вычислен обеими сторонами, наиболее вероятно, что это заслуга украинского ПЗРК. Но ведь и ПЗРК имеют запросчики «Свой-Чужой». Не сработала система скорее всего из-за отсутствия актуальных кодов у зенитчика.

Союзные нам сирийцы сбили наш Ил-20. (см. "Дружественный огонь...") У них была древняя наша аппаратура опознавания системы «Кремний-2». Она совместима с «Паролем» в несекретном «гражданском» режиме и должна была признать наш самолёт «Своим». Но взаимодействие между ВКС и сирийскими ВВС не было отлажено, и коды «гражданского режима» у них были свои, а коды «боевого режима» мы и вовсе им не передавали. Сразу после катастрофы Сирии были поставлены автоматизированные командные пункты (АКП) «Поляна». И хотя боевых кодов мы им по-прежнему не даём, но наши РЛС определяют «Свой-Чужой» и через наши АКП передают этот признак цели сирийским АКП.

Доставалось и гражданским лайнерам, даже летящим по «правильным» коридорам в заявленное время. Такие самолёты оборудуются так называемыми транспондерами. Если самолёт не отвечает на запрос госопознавания, то можно проследить его маршрут от аэродрома вылета, тем самым произвести идентификацию.

3 июля 1988 года американский ракетный крейсер "Винсеннес", находившийся в иранских территориальных водах, пустил две ракеты в пассажирский авиалайнер компании Iran Air. Итог – 290 погибших. Никаких извинений со стороны американцев не было.

И прямой отсыл к подзаголовку: украинцы 4 октября 2001 года сбили российский Ту-154, летевший точно по заявке. И на земле у украинцев и на борту нашего Ту-154 не только использовалась совершенно одинаковая система госопознавания «Пароль», но в аппаратуру ещё и были введены правильные, актуальные на тот момент коды. Погибли 78 человек.

- Что мы первые или последние? «Не нужно из этого делать трагедию», — сказал Кучма.

Схема редакции «Комсомольской правды».
Схема редакции «Комсомольской правды».

Насчёт «перезахвата более крупной цели» - антинаучный бред. Украинские ПВОшники изначально взяли на сопровождение Ту-154. Система ГРЛО «Пароль», а она у них имелась, должна была заблокировать пуск ракеты. Актуальные коды (ключевые блокноты) им передавались. Видимо, она оказалась вручную отключена. Кроме того, из-за особенностей комплекса С-200 они должны были выполнить операцию «устранения неоднозначности по дальности», но этого не сделали. В результате не поняли, что обстреливают не учебную цель на дальности 30 км и без ответа «Свой», а цель на дальности (на момент пуска) 300 км с ответом «Свой».

Ну ладно не поняли, что ведут! Но ЗУР на дальность 30 км летит 25 секунд, а на дальность 255 примерно 255 секунд (средняя скорость ЗУР= 1000 м/с). Достаточно было выключить «Высокое», и ракета самоликвидировалась бы. Думаете ни одному из примерно 50-ти офицеров, принимавших участие в стрельбе или контролировавших её, это не было понятно? Да всё они понимали. Они наверняка готовились к стрельбам и должны были знать, как пойдёт мишень и что ракета должна лететь не больше 30-ти секунд. Сидели и четыре минуты таращились в экраны?

Утверждаю, что наш самолёт был уничтожен НАМЕРЕННО!

А 8-го января 2020 года под Тегераном сбит зенитным ракетным комплексом Тор-М1 и украинский гражданский лайнер - Боинг 737-8KV, погибли 176 человек. Это пример того, что хотя воздушное судно и не было оборудовано системой «Свой-Чужой» идентичной наземной, но командный пункт батареи ЗРК мог бы произвести элементарную идентификацию по точке старта самолёта, с находящегося совсем рядом - менее 10 км аэропорта. История запутанная, якобы после передислокации не была выполнена топопривязка ЗРК, в результате расчёт перепутал север с югом и самолёт, удалявшийся от Тегерана, принял за приближающуюся к городу крылатую ракету.

Фото LLBG Spotter. https://www.flickr.com/photos/newfz28user/48995895126/
Фото LLBG Spotter. https://www.flickr.com/photos/newfz28user/48995895126/

Сбитый украинский самолёт Боинг 737-8KV за два месяца до катастрофы.

Почему же наличие на борту аппаратуры системы государственного опознавания не даёт самолётам гарантий от поражения? Потому, что:

Аппаратура ответчика должна быть той же системы, что и аппаратура запросчика. Иными словами: - ответчики, что наши, что натовские могут ответить сигналом «Свой» только своему запросчику. Натовский ответчик Mk.12 никак не ответит российскому запросчику «Пароль» и наоборот. Они просто не слышат и не понимают друг друга, точнее, наверное, по нынешним-то временам, враг врага.

То есть, для российской ПВО все, необорудованные нашими ответчиками «Пароль», самолёты – «Чужие». Для НАТО «Чужим» будет любой самолёт, не имеющий на борту ответчик Mk.12.

*****

Это была "вводная часть". Продолжение - рассказ об устройстве систем опознавания и принципах их работы, а также немного о Флайтрадаре 24, системе предупреждения столкновений самолётов ТИКАС выйдет, надеюсь, 14-го октября.

#авиация #флайтрадар #flightradar24 #свойчужой #пво #украина #iris-t #nasams

#калибр #пароль

-8