Благодарю за участие в работе над статьёй С. Батлера и С. Колышко
Фабула.
17-го сентября 2018 года над территориальными водами Сирии ЗРК C-200 сирийской ПВО сбит самолёт Ил-20, принадлежавший российским ВКС. Погибли 15 российских офицеров.
Ставлю себе сложную задачу – рассказать подробно, но максимально простым языком о всех обстоятельствах уничтожения нашего самолёта ИЛ-20 с экипажем в составе 15 офицеров. Изложить это так, чтобы и технарь, и гуманитарий, и человек без высшего образования, дочитавший до конца, поняли, что к чему.
Статья получается совсем не дзеновская. Будет «много букаф», много фото и схем. Но прошу добраться до последней страницы.
Большое, но необходимое вступление закончено. Теперь, по сути.
В официальном заявлении МО РФ (В.В. Путин подтвердил, что это заявление с ним согласовано) сказано:
… В 21:59 один из израильских самолетов начал маневр в направлении побережья Сирии, сближаясь с Ил-20, совершавшим заход на посадку. Это было воспринято расчетами сирийских ПВО за новую атаку израильской авиации.
Израильский пилот не мог не понимать, что эффективная отражающая поверхность самолета Ил-20 значительно превышает аналогичную поверхность F-16 и именно российский самолет окажется предпочтительной целью для зенитной ракеты. Знали израильтяне и о том, что в вооруженных силах России и Сирии используются разные системы опознавания «свой – чужой» и сирийские радиолокационные станции могут опознать Ил-20 как групповую цель израильских истребителей.
В этот период самолет Ил-20, совершавший разворот для захода на посадку на аэродром Хмеймим, оказался на направлении огня сирийских средств ПВО по израильским самолетам. Особо подчеркну, что, наблюдая российский Ил-20, израильские истребители прикрылись им от зенитных ракет, продолжая маневрировать в данном районе.
Из заявления Министра обороны РФ Сергея Шойгу.
Израильские экипажи, прекрасно зная воздушную обстановку, прикрылись российским самолетом, что привело к его поражению и гибели 15 наших военнослужащих.
Итак, главная действующая версия – израильский самолёт прикрылся нашим Ил-20.
Не согласен. Докажу, что это технически невозможно.
Начну с описания «действующих лиц» этой трагедии. Но речь пока будет не о пилотах и расчётах, а о технике.
Ил-20 самолёт радиоэлектронной и оптической разведки, радиолокационного картографирования и радиоперехвата.
Практический потолок - 10км
Крейсерская скорость 550-625км/ч
Максимальная скорость 675км/ч
Экипаж – 5 лётный и 10 операторов.
По назначению и возможностям - аналог американского самолёта-разведчика RC-135. Но сделан на базе вдвое меньшего самолёта. Базовые гражданские самолёты Ил-18 и Boeing-707. Имеет меньше скорость, меньше потолок и несёт меньше радиоэлектронного оборудования. Не имеет никакой РЛС наблюдения воздушной обстановки. Не имеет никакой аппаратуры РЭБ. По разрешающей способности и точности привязки радиолокационного картографирования намного превосходит RC-135.
В состав оборудования входит:
Радиолокационная станция предупреждения столкновений и навигации РПСН-2 (3) Эмблема. Используется только для навигации.
РЛС бокового обзора (РЛС БО) Игла-1;
Аэрофотоаппараты перспективной съёмки (АФА) А-87П;
Станция радиотехнической разведки (РТР) Ромб-4;
Станция детальной РТР Квадрат-2
Система радиоперехвата на УКВ Вишня
Все радиолокаторы и станция РТР с обычной высоты применения самолёта – около 6-8км могли производить разведку радиоэлектронных средств на дальности до 350-360км от маршрута.
*********
Истребитель израильских ВВС F16I-Sufa и планирующая управляемая бомба GBU-39.
F-16I Sufa, управляемая планирующая бомба GBU39
F-16I
Скорость максимальная на высоте 12км 2120км/ч (с какими подвесками не сообщается)
Скороподъёмность у земли 275м/с
GBU39
Дальность планирования 110км при сбросе с высоты >10км и на скорости >2000км/ч.
Вес бомбы 130кг, взрывчатого вещества 93кг. На F-16I можно подвесить до 8 GBU-39.
Именно этот F-16I Sufa с бортовым номером 886 был сбит утром 10 февраля 2018 года при нанесении им удара по территории Сирии, и именно тем ЗРК С-200, который через год сбил Ил-20. Причём утверждается, что ЗУР догнала F-16I уже над территорией Израиля (Думаю преувеличение, видимо над Ливаном). Дальность поражения была более 120км. Оба лётчика F-16I катапультировались, один получил тяжёлые ранения в живот, другой получил легкие ранения. Экипаж обвинен в непрофессиональных действиях. Второй самолёт в этом налёте, как сказано в расследовании Цахал, «своевременным энергичным противоракетным маневром» уклонился от ракеты.
*************
И, наконец, ЗРК С-200
Про него придётся рассказать поподробнее, потому что иначе будет не понять, что же произошло.