Найти в Дзене
Как на самом-то деле?

Дружественный огонь. Почему погибли военнослужащие ВКС? Неудобная версия. Часть 1

Оглавление

Благодарю за участие в работе над статьёй С. Батлера и С. Колышко

Фабула.

17-го сентября 2018 года над территориальными водами Сирии ЗРК C-200 сирийской ПВО сбит самолёт Ил-20, принадлежавший российским ВКС. Погибли 15 российских офицеров.

Ставлю себе сложную задачу – рассказать подробно, но максимально простым языком о всех обстоятельствах уничтожения нашего самолёта ИЛ-20 с экипажем в составе 15 офицеров. Изложить это так, чтобы и технарь, и гуманитарий, и человек без высшего образования, дочитавший до конца, поняли, что к чему.

Статья получается совсем не дзеновская. Будет «много букаф», много фото и схем. Но прошу добраться до последней страницы.

Большое, но необходимое вступление закончено. Теперь, по сути.

В официальном заявлении МО РФ (В.В. Путин подтвердил, что это заявление с ним согласовано) сказано:

… В 21:59 один из израильских самолетов начал маневр в направлении побережья Сирии, сближаясь с Ил-20, совершавшим заход на посадку. Это было воспринято расчетами сирийских ПВО за новую атаку израильской авиации.

Израильский пилот не мог не понимать, что эффективная отражающая поверхность самолета Ил-20 значительно превышает аналогичную поверхность F-16 и именно российский самолет окажется предпочтительной целью для зенитной ракеты. Знали израильтяне и о том, что в вооруженных силах России и Сирии используются разные системы опознавания «свой – чужой» и сирийские радиолокационные станции могут опознать Ил-20 как групповую цель израильских истребителей.

В этот период самолет Ил-20, совершавший разворот для захода на посадку на аэродром Хмеймим, оказался на направлении огня сирийских средств ПВО по израильским самолетам. Особо подчеркну, что, наблюдая российский Ил-20, израильские истребители прикрылись им от зенитных ракет, продолжая маневрировать в данном районе.

Из заявления Министра обороны РФ Сергея Шойгу.

Израильские экипажи, прекрасно зная воздушную обстановку, прикрылись российским самолетом, что привело к его поражению и гибели 15 наших военнослужащих.

Итак, главная действующая версия – израильский самолёт прикрылся нашим Ил-20.

Не согласен. Докажу, что это технически невозможно.

Начну с описания «действующих лиц» этой трагедии. Но речь пока будет не о пилотах и расчётах, а о технике.

Самолёт ИЛ-20исунок автора на основе фото Papas Dos https://www.flickr.com/photos/papasdos/33375039736/
Самолёт ИЛ-20исунок автора на основе фото Papas Dos https://www.flickr.com/photos/papasdos/33375039736/

Ил-20 самолёт радиоэлектронной и оптической разведки, радиолокационного картографирования и радиоперехвата.

Практический потолок - 10км

Крейсерская скорость 550-625км/ч

Максимальная скорость 675км/ч

Экипаж – 5 лётный и 10 операторов.

По назначению и возможностям - аналог американского самолёта-разведчика RC-135. Но сделан на базе вдвое меньшего самолёта. Базовые гражданские самолёты Ил-18 и Boeing-707. Имеет меньше скорость, меньше потолок и несёт меньше радиоэлектронного оборудования. Не имеет никакой РЛС наблюдения воздушной обстановки. Не имеет никакой аппаратуры РЭБ. По разрешающей способности и точности привязки радиолокационного картографирования намного превосходит RC-135.

В состав оборудования входит:

Радиолокационная станция предупреждения столкновений и навигации РПСН-2 (3) Эмблема. Используется только для навигации.

РЛС бокового обзора (РЛС БО) Игла-1;

Аэрофотоаппараты перспективной съёмки (АФА) А-87П;

Станция радиотехнической разведки (РТР) Ромб-4;

Станция детальной РТР Квадрат-2

Система радиоперехвата на УКВ Вишня

Все радиолокаторы и станция РТР с обычной высоты применения самолёта – около 6-8км могли производить разведку радиоэлектронных средств на дальности до 350-360км от маршрута.

*********

Истребитель израильских ВВС F16I-Sufa и планирующая управляемая бомба GBU-39.

Коллаж автора на основе фото в открытом доступе
Коллаж автора на основе фото в открытом доступе

F-16I Sufa, управляемая планирующая бомба GBU39

F-16I

Скорость максимальная на высоте 12км 2120км/ч (с какими подвесками не сообщается)

Скороподъёмность у земли 275м/с

GBU39

Дальность планирования 110км при сбросе с высоты >10км и на скорости >2000км/ч.

Вес бомбы 130кг, взрывчатого вещества 93кг. На F-16I можно подвесить до 8 GBU-39.

Именно этот F-16I Sufa с бортовым номером 886 был сбит утром 10 февраля 2018 года при нанесении им удара по территории Сирии, и именно тем ЗРК С-200, который через год сбил Ил-20. Причём утверждается, что ЗУР догнала F-16I уже над территорией Израиля (Думаю преувеличение, видимо над Ливаном). Дальность поражения была более 120км. Оба лётчика F-16I катапультировались, один получил тяжёлые ранения в живот, другой получил легкие ранения. Экипаж обвинен в непрофессиональных действиях. Второй самолёт в этом налёте, как сказано в расследовании Цахал, «своевременным энергичным противоракетным маневром» уклонился от ракеты.

*************

И, наконец, ЗРК С-200

Про него придётся рассказать поподробнее, потому что иначе будет не понять, что же произошло.

Читайте это во второй части

-3