Найти в Дзене

Полное недоумение и ярость благородная: к обсуждению законопроекта

Автор

Как хочется оставаться в рамках политкорректности, пребывать в атмосфере согласия и взаимопонимания в своем родном профессиональном Сообществе. Но, видно, не судьба.

Опять достали из-под сукна законопроект, рожденный группой экспертов 5 лет назад, вызвавший тогда бурю эмоций и обсуждений, результатом которой был список поправок и пожеланий, переправленный разработчикам. Тогда судьба этих поправок осталась неизвестной: ажиотаж, связанный с вероятным принятием законопроекта, как-то неожиданно затих, по слухам, Государственная Дума сочла его тогда несвоевременным. Сейчас, познакомившись с вновь предложенным для обсуждения вариантом законопроекта, понимаешь, что воз и ныне там, а все волнения и обратная связь широкого психологического сообщества были напрасны, играли роль демократического фасада при очевидном использовании административного ресурса.

Но сегодня, когда привычный мир рушится и, как показывает психологическая практика, земля у все большего количества людей уходит из-под ног, содержание законопроекта и желание разработчиков «почистить психологические ряды» выглядят абсолютно неадекватными ситуации и вызывают полное недоумение.

Мотивировка принятия законопроекта, изложенная в «Основных положениях законопроекта», состоит в следующем: «Обеспечить население доступной и высокопрофессиональной психологической помощью; содействовать социально-психологической стабильности общества и предотвращению негативных последствий чрезвычайных ситуаций путем ее оказания».

К сожалению, последствия принятия данного законопроекта будут прямо противоположными.

Дефицит специалистов, действительно способных оказывать людям психологическую помощь, а также обучать этому мастерству других, станет практически тотальным. Исторически в России профессионализация в области психологического консультирования связана с переподготовкой людей, имеющих высшее образование любого профиля. Именно благодаря дополнительному профессиональному образованию (реализуемому в соответствии со ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») сформировалась и доказала свою востребованность и эффективность эта сфера психологической практики, а подготовленные в его рамках специалисты составляют основную часть опытных консультантов. Попытка выкинуть этих людей из обоймы и 5 лет назад выглядела как черная неблагодарность и желание устранить мешающих конкурентов. Но сегодня подобные действия нанесут ущерб не просто целому отряду профессионалов, но и всей стране в трудные времена. Кто же будет «содействовать социально-психологической стабильности общества и предотвращению негативных последствий ЧС путем ее оказания»?

Вместе с тем, законопроектом настойчиво создается иллюзия, что выпускники психологических специалитетов и магистратур обучены и способны оказывать людям реальную психологическую помощь в рамках консультирования и психотерапии, а также кризисную помощь детям, подросткам и семьям в трудных жизненных ситуациях. Но это не так!

За исключением единичных магистерских программ, высшее психологическое образование не имеет к такой практической подготовке никакого отношения. А если учесть, что непременным условием деятельности в области психологического консультирования и психотерапии является личностная зрелость и наличие у человека опыта переживания и преодоления внутренних кризисов и сложных жизненных обстоятельств, то основную массу выпускников высших учебных заведений приходится признать до поры до времени не соответствующими профессиональным требованиям интересующей нас области психологической практики.

Таким образом, существующая система переподготовки на уровне дополнительного профессионального образования может быть разрушена при полном отсутствии вменяемых планов и возможностей быстро создать что-то новое… Несмотря на то, что что «ярость благородная вскипает, как волна», попробую перейти к конструктивным предложениям.

Предлагаю признать предложенный на рассмотрение законопроект реакционным, грубо искажающим положение дел в практике психологического консультирования и психотерапии, нарушающим законные права огромного количества помогающих специалистов, наносящим серьезный ущерб нашей стране, население которой в настоящее время пребывает в пространстве психической травмы. В условиях специальной военной операции, частичной мобилизации, участившихся терактов, беспрецедентного санкционного давления и массового буллинга в форме неприкрытой русофобии число людей, нуждающихся в психологической помощи, стремительно растет. Главная задача сейчас — всеми силами наращивать пока еще тонкую прослойку профессионалов, способных оказывать реальную психологическую помощь страдающим людям. Нашим людям!

Муляр Ольга Ивановна

директор Института практической психологии «Иматон». Председатель программного комитета ежегодного Санкт-Петербургского Саммита психологов.
Санкт-Петербург

-2