Люди спасаются юмором во все времена. Чем темнее времена, тем чернее юмор. Мне уже много раз переслали мем про то, что в сложившейся ситуации даже cyицид - не выход. Да уж… А вот музей, театр, научная программа - выход. Честно. Мы каждые выходные куда-то идём всей семьей. Это очень важно сейчас. И я даже не могу сформулировать, что я чувствую при этом. Это не бегство от реальности, совсем нет. Это понимание, что многое, если не все, уже происходило. Что люди справлялись. И не просто справлялись, а создавали великое. И в некотором роде протягивали нам руку помощи через века: эй, вы справитесь. Обязательно!
В субботу были в нижегородском художественном музее. Русское искусство находится в здании губернаторского дома на территории кремля. Дом губернатора - сам по себе интересен и значим, ведь появился он в результате крупных преобразований нашего города, инициированных Николаем I. К этому дому у императора был особый интерес - на втором этаже были расположены покои императорской семьи на время высочайших визитов. В 1858 году Александр Дюма в этом доме встречался с Иваном Анненковым и Полиной Геббль (хотя есть версия, что Дюма посещал Анненковых в их доме). После революции в дома размещались различные органы власти, музей заехал сюда в 1992 году.
У нас - потрясающая коллекция живописи! Не как это часто бывает в провинциальных музеях, которые организуются вокруг одной картины. Действительно, есть на что посмотреть! Всегда гостей города агитирую зайти именно в филиал музея в губернаторском доме. Репин и Айвазовский, Серов и Саврасов, Рерих и Крамской, Васнецов и Тропинин, Шишкин и Петров-Водкин… Три этажа сплошного эстетического удовольствия.
Петя, который мечтает стать художником, завис ещё на входе, где рассказывается о разных материалах и техниках. Его ум особенно сейчас занимает тушь, так как в школе есть каллиграфия.
Детям понравилось абсолютно все, что они увидели. От васнецовских сказочных мотивов до грандиозных библейских сюжетов.
Петя был рад встрече со своими друзьями по игре «Арт-лото». Саврасовские грачи и тропининская кружевница.
Правда радость быстро сменялась настороженностью, Петя же знает, где находятся оригиналы. Мам, это подделка? Это авторское повторение!
Ещё одна радостная встреча - со своим тёзкой Петром Великим.
Я почему-то думала, что залы с иконами им будут менее интересны, но нет. Во-первых, детей потрясло, что многим иконам - 500 лет. Это был предмет разговора, обсуждали сохранность, работу реставраторов, как раз, на примере одной иконы было показано, что реставрировать не умели ещё относительно недавно, просто наносили другое изображение поверх потемневшего. Во-вторых, всегда интересно обсудить манеру письма, чем христианская икона от католической.
Очень понравились мальчишкам картины советских художников. Думаю, что в детях на этих картинах, они видели себя. Тем более, мы с Петей сейчас много читаем про советских школьников, ему теперь понятны какие-то бытовые вещи, мода.
Ещё обоим интересно смутное время, Витя уже давно погрузился в изучение этого периода, Петя - после летнего визита в другой филиал НГХМ, где мы смотрели картину Маковского «Воззвание Минина».
Мой самый любимый зал с детства - зал Рериха.
А любимая картина - «Красные кони». Там же совершенно невероятная история, которая обязательно понравится детям. В Монголии есть древний обычай, говорящий, что в случае беды нужно забраться на вершину горы и разбросать бумажных коней, произнося заклинания. Конь - это буддийский символ счастья.
Три этажа - это много для семилетки. Даже взрослые устают от обилия эмоций, но Петя пока ещё не умеет уходить раньше. Раз пришли, надо увидеть все. Пропустить через себя каждую картину! Остаток дня он будет взбудоражен, можно не планировать больше никаких занятий )))
Всегда потом обсуждаем картины, которые зацепили. На меня невероятное впечатление произвёл портрет Ольги Макаровой кисти Репина. Девушка yмepлa от чахотки через три дня после того, как был закончен портрет. Посмотрите в ее глаза… Там такая смесь отчаяния и решимости, усталости и борьбы, понимания и отрицания…
Пете ожидаемо понравился «Заинька во садочке» Татьяны Мавриной. Художница иллюстрировала сказки, Петя сейчас весь погружён в сказочный мир. Картина встретилась в нужное время. Она для него сейчас своя, понятная.
Муж с Витей больше тяготели к пейзажам.
Мои главные помощники для погружения детей в мир живописи - это мемо и арт-лото с картинами известных художников. Ну и книги, конечно. Меня периодически спрашивают, какой толк от изучения коллекции Третьяковки или чтения книги о Ван Гоге, если идёшь в провинциальный музей, там же нет этих картин. Толк огромный! Дети начинают понимать, что есть разные стили живописи, узнают манеру художника, потом начинают узнавать картины конкретных художников, даже если именно эту картину впервые. Петя, например, во время визита в нижегородский художественный музей удивил меня тем, что узнал Левицкого.
Книг об искусстве за последнее время у нас ощутимо прибавилось, надо бы сделать обзор.
Искусство в такое время, как сейчас, нужно нам даже больше, чем раньше! В каждой картине - поддержка, настроение, ответы на вопросы, вера и надежда!
О том, как ходили в центр современного искусства «Арсенал» с дошкольником - здесь
О походе в «Арсенал» всей семьей - здесь